Северный комсомолец
10 октября 2008 (40)
"Нас привлек колоссальный потенциал российского рынка"
Известно: если регион привлекателен для инвесторов - значит, у его экономики
есть будущее. Архангельская область пока не может похвастаться инвестиционным
бумом. И приход к нам солидного инвестора -это больше, чем экономическое
партнерство.
Ведь, по словам Президента Дмитрия Медведева, в России необходимо внедрять
передовые технологии, позволяющие снизить энергетические и трудовые затраты.
К таким технологиям сегодня относится "сухое строительство" на основе гипса,
а значит, роль компании КНАУФ в строительной отрасли страны трудно
переоценить.
Мы уже рассказывали о том, как известная и солидная немецкая компания КНАУФ,
которая решилась открыть у нас свое производство, будет строить работу в
нашей области. Но у читателей есть интерес к компании в целом, они хотели бы
подробнее узнать о ее работе в России. Есть удачный повод рассказать об этом
- компания КНАУФ как раз отмечает пятнадцатилетие своей деятельности в нашей
стране. О том, как компания продвигалась на российском рынке, сегодня
рассказывает доктор Герд Ленга, генеральный управляющий группы КНАУФ СНГ.
ГИПС ЗАНЯЛ ДОСТОЙНОЕ МЕСТО В СТРОЙИНДУРСТРИИ
Возможностью участия в российской гипсовой промышленности фирма КНАУФ
заинтересовалась с началом экономических преобразований в России.
Представители фирмы посетили российские предприятия, провели переговоры.
Выводы оказались неутешительными - большинство заводов находилось в плачевном
состоянии: долги перед государством, поставщиками сырья, ветхое и устаревшее
оборудование, качество и ассортимент выпускаемой продукции не соответствовали
времени. Несмотря на это, владельцы фирмы КНАУФ приняли решение о начале
производственной деятельности в России. Определяющим фактором стал
колоссальный потенциал российского рынка.
В начале 90-х годов в Россию стали поступать инвестиции фирмы КНАУФ. Средства
вкладывались в предприятия, которые занимались добычей, переработкой гипса и
выпуском на базе него стройматериалов.
В 1993 году компания приобрела акции некогда крупнейшего в стране
производителя теплоизоляционных и гипсовых изделий ТИГИ в Красногорске
Московской области, в то время уже практически прекратившего выпуск продукции
из-за экономического кризиса и постоянной нехватки средств. Инвестиции КНАУФ
в виде прямых вложений средств и современных технологий помогли преодолеть
кризис и выйти из технического и экономического застоя, перейти к выпуску
изделий, отвечающих требованиям европейских стандартов.
Не одно поколение семьи КНАУФ посвятило и посвящает свою жизнь применению и
развитию возможностей использования гипса в строительстве. Во многом
благодаря деятельности этой компании гипс сейчас занимает в России достойное
место среди других строительных материалов.
В российской стройиндустрии с середины прошлого века гипс был отодвинут на
задний план из-за низкого качества выпускаемой на его основе продукции и
приоритетного развития крупнопанельного домостроения. Приход КНАУФ в страну
позволил не только возродиться предприятиям стройиндустрии, а также
добывающим и перерабатывающим компаниям, но и этому материалу сказать новое
слово в архитектуре и строительстве.
СВОЙ ЗАМКНУТЫЙ КРУГ
Нацеливая свою инвестиционную деятельность на выпуск высококачественных
строительных и отделочных материалов, фирма КНАУФ сделала ставку на сырьевую
независимость, чтобы в одних руках были сосредоточены добыча, переработка
гипса и производство продукции на его основе. Этот замкнутый круг обеспечил
бесперебойную работу многочисленным российским предприятиям КНАУФ,
оптимизацию всего производственного процесса и контроль качества на всех
этапах выпуска продукции, соответствующей российским и европейским
стандартам.
Сегодня группа КНАУФ в России объединяет более 20 горнодобывающих,
производственных и маркетинговых предприятий. На каждом из них инвестиционная
деятельность велась по-разному, но общая схема идентична. Чаще всего
инвестиционный процесс начинался с приобретения лицензий на геологическое
изучение, разведку и добычу гипсового камня. Выполняя подготовительные
работы, компании КНАУФ приходилось заниматься непрофильной деятельностью -
созданием транспортной инфраструктуры, в частности строительством
автомобильных дорог или железнодорожных путей. Например, на средства фирмы
КНАУФ для обустройства транспортной инфраструктуры карьера в Архангельске до
ближайшей железнодорожной станции было проложено восемь километров дороги по
заболоченной тайге, а на станции уложено около двух километров
железнодорожных путей.
Удачным примером инвестиций в совершенствование добычи гипса является
предприятие КНАУФ Гипс Новомосковск. В рамках первой инвестиционной программы
средства КНАУФ были вложены в совершенствование добычи гипсового камня и
модернизацию шахтного оборудования, повышение безопасности работы в шахте. В
шахте Новомосковска был реализован уникальный проект по техническому
перевооружению подземного и поверхностного комплексов с применением системы
вертикальной транспортировки Pocketlift. Его реализация позволила увеличить
производственную мощность шахты по добыче гипсового камня почти в два раза.
Это не только обеспечило гипсовым камнем растущее производство предприятия,
но и внешних потребителей - гипсовые и цементные заводы.
ВЫСТОЯЛИ И ПРЕОДОЛЕЛИ КРИЗИС
Разразившийся в 1998 году кризис в России больно ударил многих инвесторов.
Многие ушли из России. Компания КНАУФ сумела выстоять и преодолеть финансовый
кризис благодаря именно производству продукции из местного сырья для
внутреннего рынка.
От года в год компания КНАУФ укрепляет свою сырьевую независимость. Хорошим
этому примером служит приобретение контрольного пакета акций ОАО "Санкт-
Петербургский картонно-полиграфический комбинат", производящего макулатурный
картон. В результате сделки компания КНАУФ стала владельцем около 91 процента
акций предприятия.
Таким образом, ведущий производитель материалов для сухого строительства в
России стал основным владельцем комбината, снабжающего гипсовую
промышленность облицовочным картоном - одним из основных материалов для
производства гипсокартонных КНАУФ-листов.
В числе собственников картонно-полиграфического комбината КНАУФ присутствует
с 1996 года. И одним из первых принципиальных решений стала реализация
крупной инвестиционной программы по производству облицовочного картона. Но в
последнее время на фоне строительного бума в России и увеличения
производительности промышленных предприятий КНАУФ мощностей питерского
комбината стало не хватать. Группа КНАУФ была вынуждена закупать недостающие
объемы облицовочного картона за границей, что привело к повышению
себестоимости выпускаемой продукции. Эта сделка стала логической точкой в
достижении независимости фирмы и решила вопрос надежности снабжения сырьем.
Данный актив очень важен, так как это единственный столь крупный
производитель картона в России, а за рубежом избытков этой продукции также
нет. КНАУФ намерена инвестировать в модернизацию и развитие КПК несколько
десятков миллионов евро. На развитие производства картона нам понадобится
около полутора лет, а в целом за пять лет до 2010 года мы рассчитываем вдвое
увеличить производственные мощности своих предприятий в России.
На удачном примере компании КНАУФ потенциальные зарубежные инвесторы в
российскую экономику могут оценить всю сложность и ответственность, связанную
с принятием этого решения. Грамотный подход к инвестированию сделает
сотрудничество между инвестором и экономикой страны взаимовыгодным и долгим,
как это получается у группы компаний КНАУФ в России.
|