Пресса Архангельской области
 


Холмогорская жизнь
5 января 2003 (1)
Т. ОНУЧИНА,

Холмогорские козули

Самая ранняя дата, до 1730 года, фиксирующая обряд выпекания козуль на Севере, относится к Холмогорскому уезду и отмечена в исследовании куростровского священника Аркадия Грандилвеского, выпускника Архангельской духовной семинарии. Он описывал особенности крестьянского говора на родине М.В. Ломоносова "до бегства Ломоносова в Москву" и в словаре растолковывает слово "козуля" как обиходное: "это рождественский пряник из теста, вылепленный наподобие деревца, животного, птицы и т.д.".

Холмогорские козули описаны исследователями XIX-XX веков как олени с ветвистыми рогами, как пряники из черного теста с украшениями в виде листиков. Были и более сложные формы: "Из теста вылеплена фигура на четырех ногах, голова, куст рогов ветвистых, на рогах яблоки, на яблоках птички, вернее, крылышки птичек, сделанные из белого теста (яблоко с крылышками напоминает изображение крылатого солнца)".

Холмогорские козули лепились как небольшими, так и до 26 см высотой. Жительница села Ломоносова Мария Павловна отмечает, что на острове промысел козуль исчез давно, а она живет там с 1945 года, работала учительницей в местной школе. Зато 10 лет назад, оказавшись в Пинежском районе, она впервые увидела их в местном краеведческом музее: "Козулек было 3-4 штуки, небольшие по размеру коняшки, олени... Козульки ставили на божницу - сама видела".

Волостной писарь Пинежского уезда П. Иванов в этнографическом материале для П.С. Ефименко сообщает в 70-х годах XIX века: "К Рождеству стряпаются хозули (козули) из ржаного теста; изображают овец с рогами и без рогов, коров, оленей с ветвистыми рогами; болванят из теста уточки в виде кур". Судя по сообщению, "уточки в виде кур" вырубали из теста жестяной формой. То есть, в конце XVIII - начале XIX в. в 100 километрах от Архангельска пекли как лепные фигурки, так и вырезные пряники.

В технологию лепки холмогорских козуль вводится прием наращивания теста на каркас. Особая роль отводится дереву для каркаса, и ветвистость рогов оленя зависит от расстояния между ветками. Этому требованию вполне соответствует ива (не береза, не ольха и др.).У нее густые веточки, в работе не ломается. Практические исследования показали, что оленя высотой даже в 24-26 см можно вылепить и без внутреннего каркаса. Но в этом случае процесс изготовления удлиняется, а главное, нарушается идея присутствия "костей" божества в обрядовом печенье, и теряется тайный смысл жертвоприношений, когда кости животных, предназначенных для трапезы, предстояло бросить в огонь или закопать внемлю. Для создания образа оленя выбираются "рогатые" ветки вербы, учитывая задуманную ветвистость рогов и высоту фигурки, и укладываются в "козлы" из четырех(!)деталей, подчеркивая этим распространенную у местного населения версию происхождения названия "козуля" от "козел" - устройства для распиловки дров. Ветки обмакиваются в жидкое тесто и запекаются. Тесто наращивается по заданной толщине ног, туловища и рогов. Следующий этап - накладывание украшений в виде земных и солярных знаков: крестов, полукружий, снопиков. Украшения придают фигурке вид обсыпанной зерном или создают впечатление усевшихся на нее птиц. Для лепки украшений можно использовать как ржаную, так и пшеничную муку, замешанную на сахаре и яйцах. Материал для украшений исследован не до конца, но матовый блеск "птичек" удалось получить после обварки головы козули.

В изготовлении холмогорская козуля является самой сложной среди всех видов лепных козуль, и, видимо, это послужило причиной постепенного ее исчезновения. Некоторые архангелогородцы 40-х годов рождения XX века помнят красивые черно- белые загадочные фигурки, стоявшие в буфетах, с их изображением выпускались открытки. В Архангельском областном краеведческом музее хранится один из последних экземпляров козули, поступившей в музей из села Ломоносове в 1932 году.

В 1961 году в Ломоносовский мемориальный музей поступила козуля от жительницы с. Ломоносове Горшковой Дарьи Алексеевны. Экспонат сдала за нее Забалуева. Со слов Л.Н. Ватлиной, главного хранителя фондов музея, фамилия Забалуева сейчас есть в д. Залесье Ломоносовского сельсовета. О холмогорской козуле, поступившей в 1961 году, больше ничего не известно. Когда ее сделала Д.А. Горшкова или получила в наследство от своих родственников как ритуальную, занималась ли сама изготовлением холмогорских козуль? На многие вопросы ответа пока нет. И огромная просьба у автора статьи ко всем, кто познакомится с этим материалом, откликнуться, если даже ваши сведения ограничатся одной фразой.

В Пинежском и Холмогорском уездах козули сохранялись до следующего года и служили своеобразной просфорой для разговения после наступления Рождества, а некоторые их виды были хлебными календарями. Холмогорские козули имеют под собой почву для размышления о календарных мотивах в обрядовом печенье, что в свою очередь несет информацию для академической науки.

Т. ОНУЧИНА, краевед, народный мастер России г. Архангельск



Холмогорская жизнь:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя