Пресса Архангельской области
 


Корабел
12 сентября 2006 (71)
Леонид ПОДШИВАЛОВ.

Век Боголюбова

К 100-летию "огненного директора", память о котором благодарным жителям города корабелов еще предстоит увековечить

Третий час идет напряженная проверка готовности к ходовым испытаниям корабля. Проверку ведет директор завода С.А. Боголюбов. Этот первенец новой серии (зав. N 178, пр. 30 бис) 30 августа 1949 года начал швартовные испытания. Триумфом завода стала самостоятельная разработка механизированного конвейера для постройки эсминцев, не имевшего аналогов ни за рубежом, ни в СССР. Первый эсминец построен в 1,8 раза быстрее обычного, на последующие планировалось сократить сроки в З раза...

17 августа 1949 года залпы боевых кораблей, стоящих на рейде приветствовали показавшийся из ворот эллинга форштевень собрата, построенного на конвейере. Швартовные испытания проходили успешно и вот - последняя директорская проверка готовности корабля к выходу в море. В 23.00 звонит И. Прокопович, заместитель начальника областного управления МГБ, давний знакомый Боголюбова:

- Сергей Александрович, я только что прибыл из области, ты мне очень нужен, приезжай в горотдел.

На просьбу Боголюбова отложить "встречу" до завтра или хотя бы на час-полтора Прокопович отвечает по своему: "Ты же знаешь, что по пустякам тревожить не буду".

В кабинете Прокопович протянул Боголюбову бумагу и без предисловий сказал:

- Сергей Александрович, мне приказано вас арестовать. Вот ордер на арест! Распишитесь на обороте.

Ордер был утвержден министром госбезопасности Абакумовым и согласован с генпрокурором Сафоновым...

После пребывания в течение нескольких суток в областной тюрьме, последовало этапирование в Москву, во внутреннюю тюрьму Министерства государственной безопасности на Лубянке.

Боголюбов Сергей Александрович родился 18 сентября 1907 года в деревне Владимировка Николаевской области в семье медиков. По путевке комитета неимущих крестьян поступил учиться в Николаевский кораблестроительный институт. В студенческие годы был чернорабочим в порту, в литейном цехе, слесарил. После окончания института в мае 1928 г. направляется на Северную верфь (завод им. Жданова) в Ленинграде. Работал технологом, конструктором, мастером, начальником участка турбинного цеха.

С 1936 года - заместитель начальника судомонтажного цеха, неоднократно назначался сдаточным механиком и ответственным сдатчиком кораблей. Отличные знания техники и умение "зарядить" людей способствовали решению важнейшей задачи - выполнение сдаточной программы 1938 года. По результатам работы в этом сложном для завода году С.А. Боголюбов награжден орденом "Знак Почета", а в январе 1939 года назначен главным инженером Второго главного управления южных судостроительных заводов в Наркомсудпроме СССР. Через полгода он уже начальник технического управления - председатель технического совета наркомата.

После кадровой "лихорадки" в руководстве "Северной верфи" С.А. Боголюбов но личной просьбе наркома и решению коллегии в марте 1941 года назначается главным инженером, а в сентябре того же года директором "Северной верфи".

Как жили и работали судостроительные заводы Ленинграда в первые годы войны, подробно описано в сборнике воспоминаний"На стапелях под огнем", составителем которого и автором очерка был С.А. Боголюбов. Приведу один лишь факт. Его, директора завода, в мае 1942 года назначили уполномоченным Военного совета Ленинградского фронта и начальником постройки металлических барж для "водной дороги жизни" на Ладожском озере. На пустынном берегу за 2,5 месяца создана временная судоверфь и построено 14 барж грузоподъемностью 900 т, при этом первая баржа построена за 20 суток остальные - за 10 и даже 6 суток.

15 сентября 1942 года С.А. Боголюбов назначается директором завода N 402, а 1 октября он уже принял его от прежнего директора С.Я. Задорожного. Каким был этот завод (и город Молотовск) к октябрю 1942 года подробно и ярко изложено в воспоминаниях Боголюбова "Глазами очевидца", сборниках очерков "Флагман отрасли".

Бесспорно, все, что сделано на заводе и в городе в тяжелые военные и послевоенные годы, неразрывно связано с именем Боголюбова: с его инициативой, незаурядной волей, личной ответственностью, принципиальностью и настойчивостью в решении главных проблем, обеспечивающих фактически становление завода и города, выполнение государственных планов и заданий по строительству и ремонту кораблей ВМФ.

Обозначим заслуги "огненного директора":

1. Ликвидация катастрофы зимой 1942-1943 гг., когда город и завод практически лишились отопления и воды. И только благодаря решительным действиям руководства завода и героическому труду заводчан к весне 1943 года замена размороженных систем была выполнена.

2. Прекращение демонтажа недостроенных корпусов цехов, начатого по постановлению ГКО, подписанному Берией в начале 1942 года.

3. Организация ремонта боевых кораблей, транспортных судов и ледоколов в годы войны, помощь в разгрузке судов по лендлизу (за эту работу Боголюбов в 1944 году награжден орденом Красной Звезды)

4. Организация строительства больших морских охотников в недостроенном корпусном цехе и на открытом слипе в основном силами неквалифицированных подростков, с применением разработанной на заводе по предложению Боголюбова блочной технологии. Уже 15 мая 1944 года сдан первый такой корабль.

5. Организация сотрудничества завода с колхозами области, постройка теплиц на территории завода, наведение порядка в столовых стали главными в победе над цингой и дистрофией уже к весне 1943 года.

6. Получение согласия Генпрокурора СССР на то, чтобы завод сам решал вопросы с дезертирами, закрепление молодежных общежитий за цехами, организация молодежных бригад - все это способствовало работе с кадрами и наведению порядка.

7. Использование опыта специалистов 4-го спецбюро НКВД, т.к. среди заключенных были видные судостроители. Боголюбов добился разрешения на их расконвоирование, сам назначал на ответственные должности - главным строителем по судоремонту, главным инженером КБ, заместителем начальника цеха и отдела.

Самой же главной заслугой С.А. Боголюбова перед трудящимися завода и горожанами стал его огромный личный вклад в подготовку, согласование и защиту в Государственном комитете обороны (ГКО) и правительстве СССР распоряжений и постановлений, а также Указа Президиума ВС СССР от 26 октября 1945 года.

Основные положения этих документов:

- прописать отдельной строкой в государственном плане решение о выделении заводу и городу продовольственных и промышленных товаров;

- распространить на работников завода льготы Крайнего Севера;

- принять серьезные меры по интенсификации строительства завода и города.

... Следствие по делу Боголюбова велось более двух лет, из них 21 месяц он содержался в одиночных камерах Лубянки, Бутырской и Лефортовской тюрем. Первый приговор Военной коллегии Верховного суда СССР - расстрел. В сентябре 1951 года он заменен на 25 лет заключения в особых лагерях МГБ и 5 лет поражения в правах.

..Только сильный физически и морально, уверенный в нелепости обвинения человек, а таким и был Боголюбов, смог выдержать тяжкие испытания. В 1954 году С.А. Боголюбов был полностью реабилитирован в связи с отсутствием состава преступления. С 1956 до выхода на пенсию в мае 1990 года он работал в ЦНИИ технологии судостроения в Ленинграде. Награжден орденами Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I степени, медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне", "За оборону Ленинграда".

В последние годы своей жизни OIL в содружестве с секретарем парткома Севмаша В.Н. Зуевым (с 1987 заместителем главного инженера) подготовил воспоминания: "Глазами очевидца" (о работе в Молотовске) и "Триумф и... пропасть". Подготовить к печати и издать их так и не удалось. Безусловно, рукописи представляют большой интерес для истории завода и города. ,

Умер С.А. Боголюбов 28 августа 1990 года в Санкт-Петербурге.

Известно, что до настоящею времени никак не увековечена память об этом выдающемся человеке, так много сделавшем в самые трудные военные и послевоенные годы для города и завода, для Победы над фашистами. Остается надеяться, что к 100-летию со дня его рождения (сентябрь 2007 года) историческая справедливость будет восстановлена.



Корабел:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя