Корабел
12 сентября 2006 (71)
Леонид ПОДШИВАЛОВ.
Век Боголюбова
К 100-летию "огненного директора", память о котором благодарным жителям города
корабелов еще предстоит увековечить
Третий час идет напряженная проверка готовности к ходовым испытаниям корабля.
Проверку ведет директор завода С.А. Боголюбов. Этот первенец новой серии (зав. N
178, пр. 30 бис) 30 августа 1949 года начал швартовные испытания. Триумфом
завода стала самостоятельная разработка механизированного конвейера для
постройки эсминцев, не имевшего аналогов ни за рубежом, ни в СССР. Первый
эсминец построен в 1,8 раза быстрее обычного, на последующие планировалось
сократить сроки в З раза...
17 августа 1949 года залпы боевых кораблей, стоящих на рейде приветствовали
показавшийся из ворот эллинга форштевень собрата, построенного на конвейере.
Швартовные испытания проходили успешно и вот - последняя директорская проверка
готовности корабля к выходу в море. В 23.00 звонит И. Прокопович, заместитель
начальника областного управления МГБ, давний знакомый Боголюбова:
- Сергей Александрович, я только что прибыл из области, ты мне очень нужен,
приезжай в горотдел.
На просьбу Боголюбова отложить "встречу" до завтра или хотя бы на час-полтора
Прокопович отвечает по своему: "Ты же знаешь, что по пустякам тревожить не
буду".
В кабинете Прокопович протянул Боголюбову бумагу и без предисловий сказал:
- Сергей Александрович, мне приказано вас арестовать. Вот ордер на арест!
Распишитесь на обороте.
Ордер был утвержден министром госбезопасности Абакумовым и согласован с
генпрокурором Сафоновым...
После пребывания в течение нескольких суток в областной тюрьме, последовало
этапирование в Москву, во внутреннюю тюрьму Министерства государственной
безопасности на Лубянке.
Боголюбов Сергей Александрович родился 18 сентября 1907 года в деревне
Владимировка Николаевской области в семье медиков. По путевке комитета неимущих
крестьян поступил учиться в Николаевский кораблестроительный институт. В
студенческие годы был чернорабочим в порту, в литейном цехе, слесарил. После
окончания института в мае 1928 г. направляется на Северную верфь (завод им.
Жданова) в Ленинграде. Работал технологом, конструктором, мастером, начальником
участка турбинного цеха.
С 1936 года - заместитель начальника судомонтажного
цеха, неоднократно назначался сдаточным механиком и ответственным сдатчиком
кораблей. Отличные знания техники и умение "зарядить" людей способствовали
решению важнейшей задачи - выполнение сдаточной программы 1938 года. По
результатам работы в этом сложном для завода году С.А. Боголюбов награжден
орденом "Знак Почета", а в январе 1939 года назначен главным инженером Второго
главного управления южных судостроительных заводов в Наркомсудпроме СССР. Через
полгода он уже начальник технического управления - председатель технического
совета наркомата.
После кадровой "лихорадки" в руководстве "Северной верфи" С.А. Боголюбов но
личной просьбе наркома и решению коллегии в марте 1941 года назначается главным
инженером, а в сентябре того же года директором "Северной верфи".
Как жили и работали судостроительные заводы Ленинграда в первые годы войны,
подробно описано в сборнике воспоминаний"На стапелях под огнем", составителем
которого и автором очерка был С.А. Боголюбов. Приведу один лишь факт. Его,
директора завода, в мае 1942 года назначили уполномоченным Военного совета
Ленинградского фронта и начальником постройки металлических барж для "водной
дороги жизни" на Ладожском озере. На пустынном берегу за 2,5 месяца создана
временная судоверфь и построено 14 барж грузоподъемностью 900 т, при этом первая
баржа построена за 20 суток остальные - за 10 и даже 6 суток.
15 сентября 1942 года С.А. Боголюбов назначается директором завода N 402, а 1
октября он уже принял его от прежнего директора С.Я. Задорожного. Каким был
этот завод (и город Молотовск) к октябрю 1942 года подробно и ярко изложено в
воспоминаниях Боголюбова "Глазами очевидца", сборниках очерков "Флагман отрасли".
Бесспорно, все, что сделано на заводе и в городе в тяжелые
военные и послевоенные годы, неразрывно связано с именем Боголюбова: с его
инициативой, незаурядной волей, личной ответственностью, принципиальностью и
настойчивостью в решении главных проблем, обеспечивающих фактически становление
завода и города, выполнение государственных планов и заданий по строительству и
ремонту кораблей ВМФ.
Обозначим заслуги "огненного директора":
1. Ликвидация катастрофы зимой 1942-1943 гг., когда город и завод практически
лишились отопления и воды. И только благодаря решительным действиям руководства
завода и героическому труду заводчан к весне 1943 года замена размороженных
систем была выполнена.
2. Прекращение демонтажа недостроенных корпусов цехов, начатого по постановлению
ГКО, подписанному Берией в начале 1942 года.
3. Организация ремонта боевых кораблей, транспортных судов и ледоколов в годы
войны, помощь в разгрузке судов по лендлизу (за эту работу Боголюбов в 1944
году награжден орденом Красной Звезды)
4. Организация строительства
больших морских охотников в недостроенном корпусном цехе и на открытом слипе в
основном силами неквалифицированных подростков, с применением разработанной на
заводе по предложению Боголюбова блочной технологии. Уже 15 мая 1944 года сдан
первый такой корабль.
5. Организация сотрудничества завода с колхозами области, постройка теплиц на
территории завода, наведение порядка в столовых стали главными в победе над
цингой и дистрофией уже к весне 1943 года.
6. Получение согласия Генпрокурора СССР на то, чтобы завод сам решал вопросы с
дезертирами, закрепление молодежных общежитий за цехами, организация молодежных
бригад - все это способствовало работе с кадрами и наведению порядка.
7. Использование опыта специалистов 4-го спецбюро НКВД, т.к. среди заключенных
были видные судостроители. Боголюбов добился разрешения на их расконвоирование,
сам назначал на ответственные должности - главным строителем по судоремонту,
главным инженером КБ, заместителем начальника цеха и отдела.
Самой же главной заслугой С.А. Боголюбова перед трудящимися завода и горожанами
стал его огромный личный вклад в подготовку, согласование
и защиту в Государственном комитете обороны (ГКО) и правительстве СССР
распоряжений и постановлений, а также Указа Президиума ВС СССР от 26 октября
1945 года.
Основные положения этих документов:
- прописать отдельной строкой в государственном плане решение о выделении заводу
и городу продовольственных и промышленных товаров;
- распространить на работников завода льготы Крайнего Севера;
- принять серьезные меры по интенсификации строительства завода и города.
... Следствие по делу Боголюбова велось более двух лет, из них 21 месяц он
содержался в одиночных камерах Лубянки, Бутырской и Лефортовской тюрем. Первый
приговор Военной коллегии Верховного суда СССР - расстрел. В сентябре 1951 года
он заменен на 25 лет заключения в особых лагерях МГБ и 5 лет поражения в правах.
..Только сильный физически и морально, уверенный в нелепости обвинения человек,
а таким и был Боголюбов, смог выдержать тяжкие испытания. В 1954 году С.А.
Боголюбов был полностью реабилитирован в связи с отсутствием состава
преступления. С 1956 до выхода на пенсию в мае 1990 года он работал в ЦНИИ
технологии судостроения в Ленинграде. Награжден орденами Трудового Красного
Знамени, Отечественной войны I степени, медалями "За доблестный труд в Великой
Отечественной войне", "За оборону Ленинграда".
В последние годы своей жизни OIL в содружестве с секретарем парткома Севмаша
В.Н. Зуевым (с 1987 заместителем главного инженера) подготовил воспоминания:
"Глазами очевидца" (о работе в Молотовске) и "Триумф и... пропасть". Подготовить
к печати и издать их так и не удалось. Безусловно, рукописи представляют большой
интерес для истории завода и города. ,
Умер С.А. Боголюбов 28 августа 1990 года в Санкт-Петербурге.
Известно, что до настоящею времени никак не увековечена память об этом
выдающемся человеке, так много сделавшем в самые трудные военные и послевоенные
годы для города и завода, для Победы над фашистами. Остается надеяться, что к
100-летию со дня его рождения (сентябрь 2007 года) историческая справедливость
будет восстановлена.
|