Пресса Архангельской области
 


Нарьяна вындер
27 октября 2004 (172)
Виктор ЛАЗАРЕВ

Покорители северного неба

О первом ненецком летчике Семене Явтысом вспоминает его товарищ-пилот

Дорогая редакция, пишет вам Виктор Федорович Лазарев. Я не писатель и не поэт, а просто участник событий, изложенных в материале. Сегодня я хочу рассказать вам о судьбе первого ненецкого летчика - Семена Николаевича Явтысого.

Считаю, что знал я его хорошо, поскольку наш путь в небо начался одновременно. После окончания Кременчугского летного училища, по направлению, в августе 1964 года мы прибыли в Нарьян-марский объединенный авиаотряд. Семен сразу получил должность второго пилота вертолета Ми-4. Вместе с ним после окончания училища в Нарьян-марский ОАО также на должности второго пилота вертолета Ми-4 прибыли Виктор Федорович Лазарев и Алексей Павлович Чупров.

Семен Явтысый - один из первых, после определенной летной подготовки, был утвержден в должности командира вертолета Ми-4.

Летать любил, летал хорошо, имел все допуски при выполнении различного рода работ. Совместная учеба в училище и работа в Нарьян-Марском ОАО нас объединяла, и мы были очень дружны. Человек он был доброжелательный, всегда улыбался, легко входил в контакт с людьми. Любил играть в шахматы. Улыбался даже тогда, когда проигрывал. Хотя играл он хорошо. Мы в шутку его сравнивали с Юрием Гагариным: один был - первый летчик-ненец, а другой - первый российский космонавт, и объединяла их обаятельная открытая улыбка.

Мне часто приходилось прилетать на его родину в поселок Нельмин Нос. Местные жители сразу же задавали вопрос: "Вы знаете Семена Николаевича Явтысого?" И когда я им отвечал, что знаю, что мы вместе учились в училище, улыбка и радость появлялись на лицах встречающих вертолет. И все вопросы, которые возникали, решались очень легко. Они считали - если я Семену друг, значит и они мне друзья. Ненцы вообще народ добрый, доверчивый и открытый.

Я помню то время, когда цивилизация стала наступать на тундру. Появилось много экспедиций, буровые вышки, тундру испахали вездеходами, а мы были первопроходцами. Если вертолет прилетит к оленеводам, для них это было целое событие. Многие боялись грохота вертолета, прятали своих детей в чум. Семен Николаевич Явтысый ценил дружбу и в трудную минуту всегда готов был поддержать своего товарища.

В феврале 1972 года я со своим экипажем на вертолете Ми-4 находился в командировке в Нижней Пеше. По каким-то обстоятельствам, видимо, давно работал, залетел сюда на ночевку и вертолет Семена Явтысого. Получилось так, что в аэропорту "Нижняя Пеша" оказалось сразу два вертолета Ми-4. Поздно вечером поступило из Нарьян-Мара указание выполнить санзадание в поселок Волонгу. Это рыбацкий стан недалеко от Нижней Пеши, но уже в то время там было очень мало народу. Электричества в Волонге не было, но столбы и электрические провода напоминали о том, что когда-то поселок был населен. Погодные условия ночью бывают разные. Иногда светит луна - и видно все, как днем. В такую ночь летать легко, но сейчас было все наоборот: низкая облачность, плохая видимость. Единственное преимущество, что это береговая черта и местность почти ровная.

Все понимают, что лететь ночью в тундровое стойбище или отдаленный поселок гораздо сложнее, чем на буровую, где имеется оборудованная площадка для посадки вертолета, а сама вышка светится огнями. Строить маневр захода на посадку не представляет особой сложности.

Но чаще всего санзадания приходилось выполнять в экстремальных тундровых условиях, когда нужно было найти место расположения стойбища или рыбацкого стана... Хорошо, если встречают, посветят фонариком, обозначат себя, но, как правило, никто не встречал. На вертолете Ми-4 нет противообледенительной системы, нет автопилота, как на Ми-8. Все это создает дополнительные трудности при пилотировании. Кабина пилотов холодная, обогреватель БО-20 греет только ноги. Перед посадкой командиру приходилось чистить левый блистер от инея и снега, чтобы рассматривать землю.

Лететь в Волонгу ночью в плохих погодных условиях не было желания. Тогда Семен предложил тянуть жребий на спичках. Кто короткую вытянет, тому и лететь на санзадание. Короткую спичку вытащил я. После выполнения санзадания (а время было далеко за полночь), уставшие и измотанные, мы вернулись в аэропорт Нижней Пеши. И каково же было мое удивление, когда на КПД аэропорта меня встретил Семен. Он тоже не спал и не отдыхал, а все это время переживал за своего товарища (то есть за меня) и при необходимости был готов прийти на помощь. Он очень любил авиацию и гордился тем, что является составной ее частью.

Семен даже вел переписку с генеральным конструктором самолетостроения Антоновым -отцом нынешних "Ан-2", "Ан-"24" и "Ан-10". Переписка была обоюдная. В честь генерального конструктора Антонова он назвал своего сына. Очень любил животных, птиц. В его квартире в клетках жили попугаи, канарейки. Вторая вертолетная эскадрилья по численности была небольшой. Вертолетный парк состоял из десяти Ми- 4 и пяти Ми-1. Командиром эскадрильи был Юрий Васильевич Наумов -летчик от Бога, грамотный специалист и хороший наставник. Заместителем авиаэскадрильи был Артем Константинович Кыркалов. Командиром звена -Виктор Сулименко. Командирами Ми-4 были: Сергей Кирдяшев, Николай Исаев, Евгений Озеранский, Виктор Поздеев. Пилоты Ми-1: Юрий Приходько, Игорь Спиридонов и Борис Кудрявцев.

В дальнейшем вторую эскадрилью стали пополнять командиры самолетов Ан-2: Николай Васильевич Полубояров, Виталий Михайлович Овчаренко, Василий Бирулин, Станислав Федорович Ильченко и многие другие, в том числе и Анатолий Комаровский. Все они впоследствии летали командирами Ми-4, Ми-8, а Комаровский станет командиром Нарьян-Марского ОАО.

В народе бытует мнение, что в настоящее время стали чаще биться самолеты и вертолеты. Мнение это ошибочное. Бились и раньше. Просто эту информацию не доводили до населения. Были авиакатастрофы и в Нарьян-Марском ОАО. Одна из них была наиболее трагична и не зависела от экипажа. Это катастрофа Ми-4, произошедшая 16 марта 1972 года. Командиром этого борта был Семен Николаевич Явтысый. Причина чисто техническая - обрыв лопасти несущего винта. Далее пошла череда катастроф:

- Ми-4 в районе аэропорта "Нижняя Пеша", командир Ильченко;

- Ми-4 в районе поселка Табседа, командир Фисун;

- Ми-8 в районе аэродрома "Нарьян-Мар", командир Спиридонов.

Во всех этих трех случаях присутствовал человеческий фактор, чего нельзя сказать о гибели Ми-4 29006 под командованием Явтысого.

Вертолет Ми-4 29006 в ночь с 15 на 16 марта 1972 года дежурил по санзаданию, маршрут Нарьян-Мар-Василково-Лаявож-Нарьян-Мар. Погода была хорошая, особой сложности санзадание не представляло. Около часа ночи, после его выполнения, вертолет был поставлен на стоянку. Замечаний от экипажа по работе двигателя и других систем вертолета не было. Утром 16 марта на этом вертолете в 9 часов начал свою работу экипаж под командованием Семена Явтысого. После взлета машина взяла курс в район Холодной губы. В районе озера Голодная губа геологи производили гравиметрическую съемку. Работа эта сложная, требующая особой точности. Геологи прокладывали линию, направление, как правило, с учетом ветра. Вертолет взлетает, через 50 минут садится, геологи выходят с аппаратурой, делают замеры, садятся в вертолет и движутся дальше. В день приходилось делать по двадцать-тридцать взлетов и посадок. Экипаж по прибытии в район работ докладывает диспетчеру. В процессе работы на связь с диспетчером выходит через каждые 30 минут. Но после 10 часов работы связь с экипажем внезапно прекратилась.

В Нарьян-Маре поняли, что случилась беда, хотя надежда на то, что люди живы, теплилась до последнего. Но вертолет был найден на земле полностью разрушенным и обгоревшим. Погиб весь экипаж Ми-4: командир Явтысый, второй пилот Наумов, бортмеханик Климченков и два геолога. На месте падения валялись обломки вертолета. Двигатель немного в стороне, а рядом с ним лежал бортмеханик Федор Климченков. Неподалеку остальные члены экипажа. Запястья рук Семена Явтысого были перебиты до костей, он до последнего момента пытался посадить вертолет. Но в истории авиации, когда обрывается лопасть, не было такого случая, чтобы кто-то посадил вертолет. Этого сделать просто невозможно. Усилие гидросистемы до 500 килограммов человеку просто не преодолеть. Погибли молодые крепкие ребята, хорошо знавшие и любившие наше северное небо: второму пилоту было 22 года, Семену Явтысому и Федору Климченкову - по 30 лет.

Увидев все это и осознав, в вертолет не хотелось садиться, но мы понимали, что это наша работа и профессию мы выбирали сознательно.

Время лечит, со временем все сгладилось. Первого ненецкого летчика Семена Николаевича Явтысого похоронили на старом кладбище в Нарьян-Маре, его товарищей увезли на их родину: одного - в Выборг, другого - в Москву.

Судьба распорядилась так, что все мы разъехались по разным городам, но лучшие годы, прожитые на Севере, друзья юности, живые и погибшие в небе, останутся в нашей памяти и наших сердцах на всю оставшуюся жизнь...

Виктор ЛАЗАРЕВ, бывший командир вертолета Ми-4, город Владимир



Нарьяна вындер:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Новый Архангельск
Защита прав граждан
Вельская неделя