|
Нарьяна вындер
27 октября 2004 (172)
Виктор ЛАЗАРЕВ
Покорители северного неба
О первом ненецком летчике Семене Явтысом вспоминает его товарищ-пилот
Дорогая редакция, пишет вам Виктор Федорович Лазарев. Я не писатель и не поэт, а
просто участник событий, изложенных в материале. Сегодня я хочу рассказать вам о
судьбе первого ненецкого летчика - Семена Николаевича Явтысого.
Считаю, что знал я его хорошо, поскольку наш путь в небо начался одновременно.
После окончания Кременчугского летного училища, по направлению, в августе 1964
года мы прибыли в Нарьян-марский объединенный авиаотряд. Семен сразу получил
должность второго пилота вертолета Ми-4. Вместе с ним после окончания училища в
Нарьян-марский ОАО также на должности второго пилота вертолета Ми-4 прибыли
Виктор Федорович Лазарев и Алексей Павлович Чупров.
Семен Явтысый - один из первых, после определенной летной подготовки, был
утвержден в должности командира вертолета Ми-4.
Летать любил, летал хорошо, имел все допуски при выполнении различного рода
работ. Совместная учеба в училище и работа в Нарьян-Марском ОАО нас объединяла,
и мы были очень дружны. Человек он был доброжелательный, всегда улыбался, легко
входил в контакт с людьми. Любил играть в шахматы. Улыбался даже тогда, когда
проигрывал. Хотя играл он хорошо. Мы в шутку его сравнивали с Юрием Гагариным:
один был - первый летчик-ненец, а другой - первый российский космонавт, и
объединяла их обаятельная открытая улыбка.
Мне часто приходилось прилетать на его родину в поселок Нельмин Нос. Местные
жители сразу же задавали вопрос: "Вы знаете Семена Николаевича Явтысого?" И
когда я им отвечал, что знаю, что мы вместе учились в училище, улыбка и радость
появлялись на лицах встречающих вертолет. И все вопросы, которые возникали,
решались очень легко. Они считали - если я Семену друг, значит и они мне друзья.
Ненцы вообще народ добрый, доверчивый и открытый.
Я помню то время, когда цивилизация стала наступать на тундру. Появилось много
экспедиций, буровые вышки, тундру испахали вездеходами, а мы были
первопроходцами. Если вертолет прилетит к оленеводам, для них это было целое
событие. Многие боялись грохота вертолета, прятали своих детей в чум. Семен
Николаевич Явтысый ценил дружбу и в трудную минуту всегда готов был поддержать
своего товарища.
В феврале 1972 года я со своим экипажем на вертолете Ми-4 находился в
командировке в Нижней Пеше. По каким-то обстоятельствам, видимо, давно работал,
залетел сюда на ночевку и вертолет Семена Явтысого. Получилось так, что в
аэропорту "Нижняя Пеша" оказалось сразу два вертолета Ми-4. Поздно вечером
поступило из Нарьян-Мара указание выполнить санзадание в поселок Волонгу. Это
рыбацкий стан недалеко от Нижней Пеши, но уже в то время там было очень мало
народу. Электричества в Волонге не было, но столбы и электрические провода
напоминали о том, что когда-то поселок был населен. Погодные условия ночью
бывают разные. Иногда светит луна - и видно все, как днем. В такую ночь летать
легко, но сейчас было все наоборот: низкая облачность, плохая видимость.
Единственное преимущество, что это береговая черта и местность почти ровная.
Все понимают, что лететь ночью в тундровое стойбище или отдаленный поселок
гораздо сложнее, чем на буровую, где имеется оборудованная площадка для посадки
вертолета, а сама вышка светится огнями. Строить маневр захода на посадку не
представляет особой сложности.
Но чаще всего санзадания приходилось выполнять в экстремальных тундровых
условиях, когда нужно было найти место расположения стойбища или рыбацкого
стана... Хорошо, если встречают, посветят фонариком, обозначат себя, но, как
правило, никто не встречал. На вертолете Ми-4 нет противообледенительной
системы, нет автопилота, как на Ми-8. Все это создает дополнительные трудности
при пилотировании. Кабина пилотов холодная, обогреватель БО-20 греет только
ноги. Перед посадкой командиру приходилось чистить левый блистер от инея и
снега, чтобы рассматривать землю.
Лететь в Волонгу ночью в плохих погодных условиях не было желания. Тогда Семен
предложил тянуть жребий на спичках. Кто короткую вытянет, тому и лететь на
санзадание. Короткую спичку вытащил я. После выполнения санзадания (а время было
далеко за полночь), уставшие и измотанные, мы вернулись в аэропорт Нижней Пеши.
И каково же было мое удивление, когда на КПД аэропорта меня встретил Семен. Он
тоже не спал и не отдыхал, а все это время переживал за своего товарища (то есть
за меня) и при необходимости был готов прийти на помощь. Он очень любил авиацию
и гордился тем, что является составной ее частью.
Семен даже вел переписку с генеральным конструктором самолетостроения Антоновым
-отцом нынешних "Ан-2", "Ан-"24" и "Ан-10". Переписка была обоюдная. В честь
генерального конструктора Антонова он назвал своего сына. Очень любил животных,
птиц. В его квартире в клетках жили попугаи, канарейки. Вторая вертолетная
эскадрилья по численности была небольшой. Вертолетный парк состоял из десяти Ми-
4 и пяти Ми-1. Командиром эскадрильи был Юрий Васильевич Наумов -летчик от Бога,
грамотный специалист и хороший наставник. Заместителем авиаэскадрильи был Артем
Константинович Кыркалов. Командиром звена -Виктор Сулименко. Командирами Ми-4
были: Сергей Кирдяшев, Николай Исаев, Евгений Озеранский, Виктор Поздеев. Пилоты
Ми-1: Юрий Приходько, Игорь Спиридонов и Борис Кудрявцев.
В дальнейшем вторую эскадрилью стали пополнять командиры самолетов Ан-2: Николай
Васильевич Полубояров, Виталий Михайлович Овчаренко, Василий Бирулин, Станислав
Федорович Ильченко и многие другие, в том числе и Анатолий Комаровский. Все они
впоследствии летали командирами Ми-4, Ми-8, а Комаровский станет командиром
Нарьян-Марского ОАО.
В народе бытует мнение, что в настоящее время стали чаще биться самолеты и
вертолеты. Мнение это ошибочное. Бились и раньше. Просто эту информацию не
доводили до населения. Были авиакатастрофы и в Нарьян-Марском ОАО. Одна из них
была наиболее трагична и не зависела от экипажа. Это катастрофа Ми-4,
произошедшая 16 марта 1972 года. Командиром этого борта был Семен Николаевич
Явтысый. Причина чисто техническая - обрыв лопасти несущего винта. Далее пошла
череда катастроф:
- Ми-4 в районе аэропорта "Нижняя Пеша", командир Ильченко;
- Ми-4 в районе поселка Табседа, командир Фисун;
- Ми-8 в районе аэродрома "Нарьян-Мар", командир Спиридонов.
Во всех этих трех случаях присутствовал человеческий фактор, чего нельзя сказать
о гибели Ми-4 29006 под командованием Явтысого.
Вертолет Ми-4 29006 в ночь с 15 на 16 марта 1972 года дежурил по санзаданию,
маршрут Нарьян-Мар-Василково-Лаявож-Нарьян-Мар. Погода была хорошая, особой
сложности санзадание не представляло. Около часа ночи, после его выполнения,
вертолет был поставлен на стоянку. Замечаний от экипажа по работе двигателя и
других систем вертолета не было. Утром 16 марта на этом вертолете в 9 часов
начал свою работу экипаж под командованием Семена Явтысого. После взлета машина
взяла курс в район Холодной губы. В районе озера Голодная губа геологи
производили гравиметрическую съемку. Работа эта сложная, требующая особой
точности. Геологи прокладывали линию, направление, как правило, с учетом ветра.
Вертолет взлетает, через 50 минут садится, геологи выходят с аппаратурой, делают
замеры, садятся в вертолет и движутся дальше. В день приходилось делать по
двадцать-тридцать взлетов и посадок. Экипаж по прибытии в район работ
докладывает диспетчеру. В процессе работы на связь с диспетчером выходит через
каждые 30 минут. Но после 10 часов работы связь с экипажем внезапно
прекратилась.
В Нарьян-Маре поняли, что случилась беда, хотя надежда на то, что люди живы,
теплилась до последнего. Но вертолет был найден на земле полностью разрушенным и
обгоревшим. Погиб весь экипаж Ми-4: командир Явтысый, второй пилот Наумов,
бортмеханик Климченков и два геолога. На месте падения валялись обломки
вертолета. Двигатель немного в стороне, а рядом с ним лежал бортмеханик Федор
Климченков. Неподалеку остальные члены экипажа. Запястья рук Семена Явтысого
были перебиты до костей, он до последнего момента пытался посадить вертолет. Но
в истории авиации, когда обрывается лопасть, не было такого случая, чтобы кто-то
посадил вертолет. Этого сделать просто невозможно. Усилие гидросистемы до 500
килограммов человеку просто не преодолеть. Погибли молодые крепкие ребята,
хорошо знавшие и любившие наше северное небо: второму пилоту было 22 года,
Семену Явтысому и Федору Климченкову - по 30 лет.
Увидев все это и осознав, в вертолет не хотелось садиться, но мы понимали, что
это наша работа и профессию мы выбирали сознательно.
Время лечит, со временем все сгладилось. Первого ненецкого летчика Семена
Николаевича Явтысого похоронили на старом кладбище в Нарьян-Маре, его товарищей
увезли на их родину: одного - в Выборг, другого - в Москву.
Судьба распорядилась так, что все мы разъехались по разным городам, но лучшие
годы, прожитые на Севере, друзья юности, живые и погибшие в небе, останутся в
нашей памяти и наших сердцах на всю оставшуюся жизнь...
Виктор ЛАЗАРЕВ, бывший командир вертолета Ми-4, город Владимир
| |