Пресса Архангельской области
 


Нарьяна вындер
23 марта 2006 (44-45)
Ирина ХАНЗЕРОВА

У легенды всегда есть имя...

"Время счет ведет вековым пером", время неумолимо движется вперед, меняя все на своем пути, стирая не только лица людей, но и целые государства, меняя облик планеты, разделяя и воссоединяя... У революционных классиков была такая фраза: "Время нельзя повернуть вспять..."

Не знаю, какой смысл они вкладывали в это предложение (возможно, они вели разговор о смене общественных формаций и только), сейчас же эта фраза, сохранив в себе изначальную истину, утверждает, что историю нельзя переписать заново, ее нельзя менять в угоду политике и политикам. Как говорится, что было - то было!

Было время, были люди, была революция, была коллективизация, гражданская война - и много других событий, изменить которые никому не дано. У шведского поэта Бьенгта Похянена в легенде "Река времени" есть такая фраза: "Река времени вечна, она течет от своих истоков к Великому Океану человеческой памяти. Ее воды уносят в вечность наши глаза, голоса и лица. Исчезают страны и народы, а она продолжает течь в бесконечном пространстве, и никто не сможет повернуть ее вспять... бурную и ласковую, жестокую и спасительную РЕКУ ВРЕМЕНИ".

"Река времени" в 20-е и 30-е годы была для нашей страны скорее жестокой и бурной: это была эпоха больших перемен, больших ошибок и ...необыкновенных людей, главными качествами которых являлись самоотверженность и революционный романтизм.

Эпоха "перемен и преобразований" не обошла стороной и Заполярье, подарив нам целую плеяду имен, навсегда вписанных в историю Ненецкого округа.

И бесспорно, одно из первых мест в этом списке отведено человеку, имя которого носит сегодня первый ненецкий колхоз, Нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж, улицы окружного и областного центров - Ивану Павловичу Выучейскому.

Когда начинаешь вчитываться в сухие биографические данные этого человека, не перестаешь удивляться, как много он успел сделать за свои недолгие 35 лет, какими разнообразными были его интересы, зачинателем скольких новых и необычных дел он являлся. Вот только некоторые из них:

1922 год - организатор и председатель первого на Севере кооператива "Кочевник";

1923 год - по инициативе Выучейского в Тельвиске открывается первая школа для детей кочевников, прообраз будущей школы-интерната;

1929 год - член комиссии по созданию Ненецкого национального округа;

1929-й - создатель первого ненецкого оленеводческого коллектива ПНОК (будущий колхоз его имени);

1930 год - возглавляет отдел образования, стоит у истоков создания ненецких школ и ликбезов;

1931 год - активно выступает за создание комплексного педтехникума для подготовки учителей ненецких школ. В этом же году учебное заведение открывается в селе Оксино.

1934 год - инициатор проведения первой выставки предметов культуры и быта ненцев, ставшей базовой основой создания окружного краеведческого музея;

1934-й - председатель Ненецкого окружного исполкома;

1934 год - активно работает над созданием в округе отряда полярной авиации;

1935-й - первый представитель малочисленных народов - член ВЦИК партии, делегат Седьмого Всесоюзного съезда Советов.

Он мог бы начать и довести до конца еще много нужных и полезных дел, он тянулся ко всему новому и необычному, с уважением относился к образованным людям, сам мечтал учиться, много читал, пытался все понять, во всем разобраться для того, чтобы быть полезным людям.

Но в августе 1936 года его убили, это была плановая командировка председателя Ненецкого исполкома на остров Вайгач. 22 марта 2006 года Ивану Павловичу Выучейскому исполнилось бы 105 лет, а 9 августа 2006-го -исполнится 70 лет со дня его гибели. Так что жизнь и смерть этого легендарного человека волей судьбы оказались объединены общим, но очень далеким от самого Выучейского, числом - "2006".

Я помню его руки..

Никто так хорошо не может рассказать о человеке, как его близкие любящие люди. Сегодня среди тех, кто знает Ивана Павловича Выучейского с другой, чисто человеческой, стороны остались лишь двое самых родных: дочь Ада Ивановна Широкая и сын Владимир Иванович Выучейский. К сожалению, с Владимиром Ивановичем мне не удалось встретиться, так как он живет в Оксино, а вот с Адой Ивановной мы говорили много и подробно. Уверена, ее детские воспоминания добавят много ярких штрихов к портрету "важного государственного", а по сути очень открытого и доброго человека - Ивана Павловича Выучейского.

- Когда я вспоминаю об отце, первое, что всплывает в памяти - это его сильные и теплые руки. Я со старшим братом Юрой играю, отец входит в комнату и обнимает нас с братом. У него очень теплые руки и он треплет меня по голове, потом берет на руки, и я готова умереть от счастья и восторга. Чувство бесконечной любви к отцу охватывает меня. Юра был старшим мальчиком, перед ним еще была сестра Оля, но она умерла в раннем детстве.

Смерть была нелепой и случайной, во время игры с соседскими ребятами ее толкнули, повредили позвоночник - и она завяла, как травиночка, очень быстро. Отец и мама сильно переживали гибель своего первенца, возможно, поэтому уж очень нас оберегали и опекали. Мы росли в атмосфере общей любви и заботы.

Казалось, что родители были просто созданы друг для друга, и ничто никогда не препятствовало их счастью. Если присмотреться к фотографии из семейного альбома, то видно, что они даже внешне похожи друг на друга: а ведь отец - настоящий тундровый ненец, а мамины корни в Тельвиске, она истинная печорянка из рода Кожевиных. Значит, права истина о том, что они были судьбой друг другу предназначены. Мама любила рассказывать о том, как они познакомились.

То, что отец рано остался сиротой и был (в отличие от брата и сестры) из-за малого возраста определен в Сизябский приют, факт общеизвестный. Там научился русской грамоте и коми языку. Только вольная душа требовала не "приютских стен", а свежего тундрового ветра да бескрайних просторов: и он сбегает из Сизябска. Благодаря природному упорству, находит родных и обосновывается в стойбище своего дяди Алексея Выучейского. По Северам уже гуляет ветер перемен, слухи о революции доходят и до самодийских стойбищ.

Свой среди чужих

В 1919 году тельвисочные власти, следуя веяниям времени и большевистским декретам, начинают активно включаться в работу по разъяснению новой революционной политики национальным меньшинствам северных окраин. А жители этих окраин - ненцы, русского языка не понимают. "Революцией мобилизованными и призванными" в те годы стали все, кто более или менее мог изъясняться на двух языках одновременно: русском и ненецком.

19-летний Иван Выучейский мог, по мнению дяди, сделать хорошую карьеру переводчика. После недолгих уговоров, на которые племянник никак не поддавался, он насильно привязал его к нартам и увез в Тельвиску, дабы язык Москвы для самоедов "боле немым не был", и чтобы "товарысы" знали, чего ждут от новой власти "жители северных окраин".

Здесь впервые он и встретил свою будущую любовь - Таисью Кожевину.

Он приметил ее сразу, но подойти не решался. Все хотел обратить внимание на себя, да не получалось. Однажды напротив их дома поставил нарты и решил показать свою молодецкую удаль и ловкость: несколько часов подряд прыгал через эти нарты. Мама Таисьи заинтересовалась парнем, подошла к нему и спросила, чьего он роду- племени, и очень была умилена ответом, который независимый юноша ей дал: "Я сын своего отца и своей матери, брат своему брату и брат своей сестры". Женщина пошла к себе в дом и рассказала мужу и дочерям о забавном симпатичном парне, прыгающем через самоедские сани.

Девушки пошли за ворота, чтобы тоже на прыгуна поглядеть, ведь деревенские-то парни, чтобы "отметиться", все боле на гармошке играют, на танцы или гулянье приглашают. А вот таких "ухажеров" Тельвиска еще не знала. Тут как раз Таисья с Иваном и познакомились, понравился он ей сразу. Потом еще год гуляли, в 20-м он на работу устроился делопроизводителем и переводчиком, а в конце 1921-го молодые решили пожениться. И вот тут Тельвиска зароптала. Говорили всякое, мол, что разве своих парней мало, чего, вдруг, Кожевины с самоедами породниться решили.

Ведь Таисья молодая, надо бы ее вразумить. Беды нахлебается потом от своего ненца Выучейского. Но ни Таисья, ни ее родители, которым Иван приглянулся, на вопли земляков внимания не обращали. Сначала молодые обвенчались в церкви, а потом по всем правилам записались в ЗАГСе. А вскоре в 1922-м у них появился первенец - дочь Оленька. К этому времени Иван Павлович уже руководит Самоедским исполкомом в Тельвиске, работает над созданием знаменитого "Кочевника" и, как говорится, механизм политической карьеры этого интереснейшего человека начинает раскручиваться с огромной скоростью.

В 1932 году семья переезжает в Нарьян-Мар, пока это еще не город, а поселение на берегу Печоры. Но Ненецкий округ существует, план по реализации политики партии по праву наций на самоопределение реализуется по всем северам. Иван Павлович с другими "строителями новой жизни", такими как Проурзин или Хатанзейский, ездит помогать создавать автономию на Ямале. В 1933 году в Салехарде он едва не погибает, на делегацию Ненецкого округа было совершено покушение. Здесь ему удалось увернуться от бандитской пули, значит, судьба его хранит.

Суровое время добрых людей

Он торопится домой к своим детям и любимой жене. Семья живет в доме партийных работников. Сейчас это старый штукатуренный дом по улице Хатанзейского, рядом с ПТУ, а тогда это было само совершенство. Ада Ивановна вспоминает, что ей, маленькой девочке, очень нравилось ходить по длинным коридорам этого "дворца". Двери свои партийцы не закрывали, поэтому она свободно ходила по всему жилому пространству, гремела кастрюлями и банками в квартире Хатанзейских и Проурзиных. А когда выбирали в доме коменданта, всегда шутливый, Тимофей Мокеевич Хатанзейский сказал, что предлагает на этот пост Аду Ивановну Выучейскую. Председатель собрания поддержал инициативу и пожелал познакомиться с нею.

На что Хатанзейский с улыбкой сказал: "А чего с ней знакомиться, вон она на коленях у матери сидит!" И все засмеялись. Ада Ивановна вспоминает, что люди, с которыми приходилось общаться отцу, кто приходил в их дом, были какие-то открытые и добрые. Когда сейчас показывают партийных работников того времени, кажется, что рассказывают о людях другой страны и другого времени. Эти же люди были веселыми и жизнерадостными, они, как и Иван Павлович, любили шутить и смеяться.

Ада Ивановна вспоминает, что ее отец очень любил животных, и когда он шел на работу, его постоянно сопровождали собаки. Казалось, они специально его поджидали. "А в Тельвиске в нашем доме жил подраненный кем-то гусь. Отец подобрал его в тундре, вылечил, и гусь без него просто жить не мог. Утром провожал на работу, шел по мосточкам впереди отца, кричал на всех пешеходов, отгонял посторонних. Отец вынужден был заранее каждый раз выходить на работу, потому что "подранок" шел медленно, у гуся ведь другая скорость. А к концу рабочего дня гусь снова выходил встречать хозяина и ждал его у здания конторы. Вот такая у них была "природная" дружба".

Смерть, которую заказали

В 1934 году происходит встреча Выучейского с Кировым, который после нескольких бесед приглашает Ивана Павловича на работу в свой аппарат. Но Ленинград не привлекает нашего героя. Он считает, что в округе, на родине, гораздо больше дел, он здесь нужнее. Но знакомство с Кировым позднее сыграет печальную (если не сказать трагическую ) роль в судьбе Ивана Павловича Выучейского. По мнению Ады Ивановны, гибель ее отца во многом была спровоцирована тогдашним НКВД, на эту мысль ее натолкнули протоколы допросов вайгачских заключенных, свидетелей и соучастников убийства на мысе Свинцовом. До сих пор его близкие не могут понять и объяснить, почему после трагической гибели Ивана Павловича НКВД конфисковало без объяснения и описи все личные вещи Выучейского: от одежды до книг и личных записей.

По словам дочери, на память об отце у нее осталась только кукла, которую отец привез ей в 1935 году из Москвы. Кукла закрывала глаза - и это был самый лучший подарок к ее 5-летию. Она берегла ее долгие годы, точнее не куклу, а все, что от нее со временем осталось. "Последними оставались голова и глаза куклы. Тело растрепалось и расползлось от времени, а вот глаза я носила потом в кармане как талисман. Несколько раз я их роняла в снег, а потом по нескольку часов рылась в сугробах и все равно всегда их находила"...

"Когда отец уезжал в свою последнюю командировку на Вайгач, он, как всегда, поцеловал каждого из нас, попрощался с мамой и ушел. Он не должен был ехать на корабле с заключенными один, там должно было быть еще пять человек сопровождения". Но так до сих пор никто не может объяснить, почему он остался один и как у заключенных оказался заряженный обрез. Почему конвоируемые постоянно пытались спровоцировать Выучейского на конфликт, а когда он ушел и закрылся у себя в каюте, как рядовые киллеры выстрелили ему в затылок, убив наповал.

Прошло 70 лет, а ответа на эти вопросы так до сих пор и не получено.

До 2001 года могила Ивана Павловича находилась в центре Нарьян-Мара напротив здания окружной администрации. И лишь в год его столетия детям удалось добиться перезахоронения тела человека-легенды на тельвисочное кладбище, теперь они навсегда снова вместе: Иван и Таисья Выучейские.



Нарьяна вындер:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя



-->