Онега
20 августа 2005 (93)
Владимир ГРИГОРЬЕВ
Крылатой истории строки
ПЕРВЫЙ агитполет из Архангельска в Онегу был выполнен зимой 1932 года. Тогда
самолет Р-5 общества "Добролет" совершил посадку на лед реки Онеги. Планировался
агитполет в Онегу из Архангельска и на самолете Г-2 еще в 1926 году, но тогда
самолет, из-за плохой погоды, не достиг цели, повернул обратно. Были также две-
три неудачные попытки приземлиться в нашем городе, предпринятые между 1929 и
1932 годами: эти самолеты разбились, о чем помнят старожилы.
В 1932 и в последующие годы в Онегу выполнялись заказные и санитарные авиарейсы
с Кегострова на самолетах Р-5 и По-2. Посадочной площадкой служила поляна на
месте школы N4 и городского стадиона.
10 января 1935 года архангельский пилот (родом -коренной онежанин) Дмитрий
Вершинский привел самолет "Сталь-2" на территорию нынешнего городского аэродрома.
Формально эту дату и можно считать юбилейной: нашему аэропорту в его теперешних
границах - 70 лет. Так считают и архангельские историки авиации Севера, у
которых я консультировался по этому поводу. Хотя посадочная площадка "Онега"
упоминается в актах и документах базового кегостровского авиапредприятия как
аэропорт лишь с конца 30-х годов.
В 1939 году аэропорт Онега был официально зарегистрирован, ему выдано
регистрационное удостоверение, утверждена штатная единица начальника. Впрочем,
строительство и удлинение взлетно-посадочной полосы нашего аэродрома велось
несколько лет, оно было закончено лишь в начале войны. В строительстве принимали
участие заключенные "ГуЛАГа", их лагерь находился на месте Парка Победы.
В это же время был построен военный аэродром близ Чекуево с одиннадцатью
капонирами для укрытия самолетов. На нем приземлялись тяжелые бомбардировщики
ТБ-3, а также истребители И-16. Существовали военные аэродромы в Малошуйке,
Клещево, у станции Поньга.
На онежском аэродроме
военной поры размещалось звено из трех истребителей И-16. С началом работы в
Онеге мастерских (1943 год), ремонтировавших пострадавшие на фронте самолеты, а
также готовивших к вылетам те машины, что поступали морем по лендлизу, аэродром
принимал и отправлял на Карельский фронт ТБ-3, ЛАГГ-5, "Аэрокобры", "Харрикейны"
и другие типы боевых машин. Даже трофейный "Юнкере" Ю-52 в 1944 году приземлялся
сюда! После войны авиамастерские перевели на Украину.
В послевоенные годы аэродром захирел, здесь базировался лишь лесопатрульный По2.
Он же, по мере необходимости, выполнял пассажирские или заказные рейсы по
району и в Архангельск.
С 1953 по 1956 годы на аэродроме стоял авиаполк в составе 20 самолетов "Спитфайр"
и батальона аэродромного обслуживания, затем он был передислоцирован на
другое место.
С 1954 года по начало 60-х в аэропорт Онега летал самолет Як-12, с 1956 по сей
день -Ан-2, с 1964 по 1973 годы - Ли-2, выполнявший пассажирский рейс
Архангельск-Онега-Каргополь и три-четыре прямых ежедневных рейса Онега-
Архангельск. Приземлялся к нам и Ил-14.
В 60-80 годах постоянно базировались вертолеты Второго Архангельского авиаотряда
Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, (в конце 80-х у нас работали также вертолеты Ка-15
из центральной России), а еще - звено из пяти самолетов Ан-2. Количество
"Аннушек", впрочем, доходило и до 10-12, а когда аэродром Кегострова заливало
вешними водами - то и свыше 15 крылатых машин. Кегостровские самолеты
перегоняли на период паводка в Онегу и на другие ближние аэродромы.
В пору расцвета (70-80-е годы) наш аэродром имел взлетную полосу длиной 1270
метров с двумя взлетными "дорожками", оснащенную трехуровневой светосистемой
(посадочными огнями); две бетонных и две грунтовых вертолетных площадки, 5
вымощенных досками (передний ряд) и 10 грунтовых (задний ряд) стоянок для Ан-2,
хранилища авиатоплива и вертолетного керосина, склад топлива и ГСМ для служебных
автомашин, гараж на 10 единиц техники, склады для багажа и грузов. Аэропорт был
оснащен современной по тем временам навигационной и радиоаппаратурой.
С 60-х по начало 90-х выполнялись регулярные пассажирские авиарейсы из Онеги в
села Онежского района (в разное время - в Чекуево, Ковкулу, Клещево, Прилуки,
Ярнему, Пурнему, Малошуйку, Золотуху), город Сегежу и, разумеется, в
Архангельск. В конце 80-х аэропорт перевозил свыше 39 тысяч пассажиров в год,
около 50 тонн почты и до 520 тонн грузов.
В погожий летний день тогда аэропорт
отправлял до 150 пассажиров (12 -15 рейсов!) в Архангельск и по 70-в села
района. В аэропорту и городской гостинице действовали кассы "Аэрофлота", где
можно было забронировать и приобрести билет на рейс в любой город Советского
Союза.
Для удобства пассажиров в аэропорту работали буфет, телефон-автомат, в зале
ожидания были мягкие кресла.
Практически все отрасли народного хозяйства во времена "развитого социализма" не
могли обойтись без услуг авиации. Вертолеты и самолеты заказывали строители и
геологи, колхозы и совхозы, крупные предприятия и организации, почта и торговля,
кооперативы и частные лица.
В конце 80-х и на рубеже 90-х годов аэропорт, из-за
обилия заказов, вышел на рентабельную работу, имел даже небольшую прибыль. Хотя
вся авиация и в советское время всегда работала в убыток, получая госдотации.
В 50-80 годах, с целью поиска полезных ископаемых и залежей грунтовых вод, а
также для нужд землеустроителей, строителей и картографов, на территории района
и области много раз проводилась аэрофотосъемка на самолете Ан-2.
В 60-80 годах активно велись работы по внесению с воздуха в почву минеральных
удобрений, опыление химикатами лесов района в случае их заболевания. Для этих
целей тоже использовался Ан-2: в аэропорту Онега имелась площадка для загрузки
химикатов и специальный погрузчик.
В весенние дни с Ан-2 на лед реки Онега
распылялась сажа, чтобы ускорить таяние льда. На городских праздниках в 50-70
годах самолет нередко разбрасывал листовки. Хорошим зрелищем по сей день
являются тренировки парашютистов Онежского авиаотделения охраны лесов.
Охотинспекция тоже нередко прибегала к услугам авиации: она почти ежегодно
проводила авиаучеты зверей и птиц в наших лесах. А кто из
людей среднего и старшего поколений не помнит заказных рейсов Ан-2 и Ли-2,
вертолетов на Кожозеро, Солозеро и другие водоемы, доставлявших туда наших
рыбаков-любителей в выходные зимние дни или по ранней весне?
Еще с военных лет, и вплоть до середины 80-х, в Онежском районе выполнялись
полеты гидросамолетов. Неподалеку от Онеги аэродромом служило Андозеро, где был
плавучий причал для их разгрузки. С 60-х годов здесь летал гидросамолет Ан-2
Второго Архангельского авиаотряда.
Самолеты и вертолеты в 60-80 годах посещали
многие озера района, доставляя туда бригады рыбаков или специалистов -
рыбоводов. На ряде озер велись промышленная рыбодобыча или их искусственное
зарыбление. Вертолетные площадки были оборудованы не только на озерах, но и в
большинстве поселков и сел Прионежья.
В 80-х годах в д. Тамице Онежского района работала отдельная приводная
радиостанция аэронавигации для реактивных и турбовинтовых самолетов. Закрылась
она в 1990 году. Аналогичный привод действовал и в Онеге, в отдельном здании (у
четвертой школы). В середине 90-х годов этот привод перебазирован в техдомик,
затем в главное помещение аэропорта, где функционирует по сей день.
С конца 60-х по начало 90-х в аэропорту существовал и свой метеопост, оснащенный
приборами наблюдения за погодой.
В 1985-1990 годах решался вопрос о переводе аэропорта Онега на строящийся
военный аэродром Ватега, но это было слишком дорого, затем - о реконструкции и
удлинении существующей взлетной полосы для приема самолетов Л-410. Первый, и
единственный технический рейс этого самолета в Онегу был выполнен в сентябре
1990 года.
Дальнейшим планам по развитию аэропорта помешал кризис в стране и развал СССР.
Аэропорт снова захирел. В 1992 году прекратилось движение самолетов по местным
авиалиниям (кроме Пурнемы), в 1994 году - регулярные полеты в Архангельск.
Правда, в летний период на аэродроме базируется лесопатрульный Ан-2, он же
выполняет сезонные пассажироперевозки в Пурнему.
Длина взлетной полосы нашего аэродрома в настоящее время сокращена до 650
метров, территория второй взлетной дорожки и второй ряд резервных стоянок Ан-2
распаханы под частные поля.
С 2002 года, при наличии загрузки, действует еженедельный авиарейс Архангельск -
Онега - Пурнема. Количество перевезенных пассажиров - от 300 до 600 за сезон.
Надежд на развитие аэропорта Онега в настоящее время практически нет. Заказные и
санитарные рейсы из Онеги выполняются по мере необходимости, но и их год от года
все меньше...
В августе 1999 года аэропорт Онега был понижен в статусе, стал авиаплощадкой,
каковой является поныне.
Начальниками аэропорта Онега были (по хронологии): Ралдугин (имя не выяснено),
А.Н. Суворов, B.C. Ефимов, Н.П. Едомин, С.А. Драчков, А.Ф. Каменев (по настоящее
время). В штате аэропорта в разные годы работало от 2 до 32 человек. Сейчас в
аэропорту и Онежском филиале "Архангельскаэронавигации" - 8 работников.
Хотелось бы назвать многих из тех, кто посвятил жизнь служению авиации, это -
десятки имен достойнейших онежан и не только их. Но пока ограничусь лишь вехами
истории, ведь каждая такая биография, судьба - заслуживают отдельной публикации.
|