Пресса Архангельской области
 


Версия для распечатки  
  

Онега
20 августа 2005 (93)
Владимир ГРИГОРЬЕВ

Крылатой истории строки

ПЕРВЫЙ агитполет из Архангельска в Онегу был выполнен зимой 1932 года. Тогда самолет Р-5 общества "Добролет" совершил посадку на лед реки Онеги. Планировался агитполет в Онегу из Архангельска и на самолете Г-2 еще в 1926 году, но тогда самолет, из-за плохой погоды, не достиг цели, повернул обратно. Были также две- три неудачные попытки приземлиться в нашем городе, предпринятые между 1929 и 1932 годами: эти самолеты разбились, о чем помнят старожилы.

В 1932 и в последующие годы в Онегу выполнялись заказные и санитарные авиарейсы с Кегострова на самолетах Р-5 и По-2. Посадочной площадкой служила поляна на месте школы N4 и городского стадиона.

10 января 1935 года архангельский пилот (родом -коренной онежанин) Дмитрий Вершинский привел самолет "Сталь-2" на территорию нынешнего городского аэродрома. Формально эту дату и можно считать юбилейной: нашему аэропорту в его теперешних границах - 70 лет. Так считают и архангельские историки авиации Севера, у которых я консультировался по этому поводу. Хотя посадочная площадка "Онега" упоминается в актах и документах базового кегостровского авиапредприятия как аэропорт лишь с конца 30-х годов.

В 1939 году аэропорт Онега был официально зарегистрирован, ему выдано регистрационное удостоверение, утверждена штатная единица начальника. Впрочем, строительство и удлинение взлетно-посадочной полосы нашего аэродрома велось несколько лет, оно было закончено лишь в начале войны. В строительстве принимали участие заключенные "ГуЛАГа", их лагерь находился на месте Парка Победы.

В это же время был построен военный аэродром близ Чекуево с одиннадцатью капонирами для укрытия самолетов. На нем приземлялись тяжелые бомбардировщики ТБ-3, а также истребители И-16. Существовали военные аэродромы в Малошуйке, Клещево, у станции Поньга.

На онежском аэродроме военной поры размещалось звено из трех истребителей И-16. С началом работы в Онеге мастерских (1943 год), ремонтировавших пострадавшие на фронте самолеты, а также готовивших к вылетам те машины, что поступали морем по лендлизу, аэродром принимал и отправлял на Карельский фронт ТБ-3, ЛАГГ-5, "Аэрокобры", "Харрикейны" и другие типы боевых машин. Даже трофейный "Юнкере" Ю-52 в 1944 году приземлялся сюда! После войны авиамастерские перевели на Украину.

В послевоенные годы аэродром захирел, здесь базировался лишь лесопатрульный По2. Он же, по мере необходимости, выполнял пассажирские или заказные рейсы по району и в Архангельск.

С 1953 по 1956 годы на аэродроме стоял авиаполк в составе 20 самолетов "Спитфайр" и батальона аэродромного обслуживания, затем он был передислоцирован на другое место.

С 1954 года по начало 60-х в аэропорт Онега летал самолет Як-12, с 1956 по сей день -Ан-2, с 1964 по 1973 годы - Ли-2, выполнявший пассажирский рейс Архангельск-Онега-Каргополь и три-четыре прямых ежедневных рейса Онега- Архангельск. Приземлялся к нам и Ил-14.

В 60-80 годах постоянно базировались вертолеты Второго Архангельского авиаотряда Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, (в конце 80-х у нас работали также вертолеты Ка-15 из центральной России), а еще - звено из пяти самолетов Ан-2. Количество "Аннушек", впрочем, доходило и до 10-12, а когда аэродром Кегострова заливало

вешними водами - то и свыше 15 крылатых машин. Кегостровские самолеты перегоняли на период паводка в Онегу и на другие ближние аэродромы.

В пору расцвета (70-80-е годы) наш аэродром имел взлетную полосу длиной 1270 метров с двумя взлетными "дорожками", оснащенную трехуровневой светосистемой (посадочными огнями); две бетонных и две грунтовых вертолетных площадки, 5 вымощенных досками (передний ряд) и 10 грунтовых (задний ряд) стоянок для Ан-2, хранилища авиатоплива и вертолетного керосина, склад топлива и ГСМ для служебных автомашин, гараж на 10 единиц техники, склады для багажа и грузов. Аэропорт был оснащен современной по тем временам навигационной и радиоаппаратурой.

С 60-х по начало 90-х выполнялись регулярные пассажирские авиарейсы из Онеги в села Онежского района (в разное время - в Чекуево, Ковкулу, Клещево, Прилуки, Ярнему, Пурнему, Малошуйку, Золотуху), город Сегежу и, разумеется, в Архангельск. В конце 80-х аэропорт перевозил свыше 39 тысяч пассажиров в год, около 50 тонн почты и до 520 тонн грузов.

В погожий летний день тогда аэропорт отправлял до 150 пассажиров (12 -15 рейсов!) в Архангельск и по 70-в села района. В аэропорту и городской гостинице действовали кассы "Аэрофлота", где можно было забронировать и приобрести билет на рейс в любой город Советского Союза.

Для удобства пассажиров в аэропорту работали буфет, телефон-автомат, в зале ожидания были мягкие кресла.

Практически все отрасли народного хозяйства во времена "развитого социализма" не могли обойтись без услуг авиации. Вертолеты и самолеты заказывали строители и геологи, колхозы и совхозы, крупные предприятия и организации, почта и торговля, кооперативы и частные лица.

В конце 80-х и на рубеже 90-х годов аэропорт, из-за обилия заказов, вышел на рентабельную работу, имел даже небольшую прибыль. Хотя вся авиация и в советское время всегда работала в убыток, получая госдотации.

В 50-80 годах, с целью поиска полезных ископаемых и залежей грунтовых вод, а также для нужд землеустроителей, строителей и картографов, на территории района и области много раз проводилась аэрофотосъемка на самолете Ан-2.

В 60-80 годах активно велись работы по внесению с воздуха в почву минеральных удобрений, опыление химикатами лесов района в случае их заболевания. Для этих целей тоже использовался Ан-2: в аэропорту Онега имелась площадка для загрузки химикатов и специальный погрузчик.

В весенние дни с Ан-2 на лед реки Онега распылялась сажа, чтобы ускорить таяние льда. На городских праздниках в 50-70 годах самолет нередко разбрасывал листовки. Хорошим зрелищем по сей день являются тренировки парашютистов Онежского авиаотделения охраны лесов.

Охотинспекция тоже нередко прибегала к услугам авиации: она почти ежегодно проводила авиаучеты зверей и птиц в наших лесах. А кто из людей среднего и старшего поколений не помнит заказных рейсов Ан-2 и Ли-2, вертолетов на Кожозеро, Солозеро и другие водоемы, доставлявших туда наших рыбаков-любителей в выходные зимние дни или по ранней весне?

Еще с военных лет, и вплоть до середины 80-х, в Онежском районе выполнялись полеты гидросамолетов. Неподалеку от Онеги аэродромом служило Андозеро, где был плавучий причал для их разгрузки. С 60-х годов здесь летал гидросамолет Ан-2 Второго Архангельского авиаотряда.

Самолеты и вертолеты в 60-80 годах посещали многие озера района, доставляя туда бригады рыбаков или специалистов - рыбоводов. На ряде озер велись промышленная рыбодобыча или их искусственное зарыбление. Вертолетные площадки были оборудованы не только на озерах, но и в большинстве поселков и сел Прионежья.

В 80-х годах в д. Тамице Онежского района работала отдельная приводная радиостанция аэронавигации для реактивных и турбовинтовых самолетов. Закрылась она в 1990 году. Аналогичный привод действовал и в Онеге, в отдельном здании (у четвертой школы). В середине 90-х годов этот привод перебазирован в техдомик, затем в главное помещение аэропорта, где функционирует по сей день.

С конца 60-х по начало 90-х в аэропорту существовал и свой метеопост, оснащенный приборами наблюдения за погодой.

В 1985-1990 годах решался вопрос о переводе аэропорта Онега на строящийся военный аэродром Ватега, но это было слишком дорого, затем - о реконструкции и удлинении существующей взлетной полосы для приема самолетов Л-410. Первый, и единственный технический рейс этого самолета в Онегу был выполнен в сентябре 1990 года.

Дальнейшим планам по развитию аэропорта помешал кризис в стране и развал СССР. Аэропорт снова захирел. В 1992 году прекратилось движение самолетов по местным авиалиниям (кроме Пурнемы), в 1994 году - регулярные полеты в Архангельск. Правда, в летний период на аэродроме базируется лесопатрульный Ан-2, он же выполняет сезонные пассажироперевозки в Пурнему.

Длина взлетной полосы нашего аэродрома в настоящее время сокращена до 650 метров, территория второй взлетной дорожки и второй ряд резервных стоянок Ан-2 распаханы под частные поля.

С 2002 года, при наличии загрузки, действует еженедельный авиарейс Архангельск - Онега - Пурнема. Количество перевезенных пассажиров - от 300 до 600 за сезон. Надежд на развитие аэропорта Онега в настоящее время практически нет. Заказные и санитарные рейсы из Онеги выполняются по мере необходимости, но и их год от года все меньше...

В августе 1999 года аэропорт Онега был понижен в статусе, стал авиаплощадкой, каковой является поныне.

Начальниками аэропорта Онега были (по хронологии): Ралдугин (имя не выяснено), А.Н. Суворов, B.C. Ефимов, Н.П. Едомин, С.А. Драчков, А.Ф. Каменев (по настоящее время). В штате аэропорта в разные годы работало от 2 до 32 человек. Сейчас в аэропорту и Онежском филиале "Архангельскаэронавигации" - 8 работников. Хотелось бы назвать многих из тех, кто посвятил жизнь служению авиации, это - десятки имен достойнейших онежан и не только их. Но пока ограничусь лишь вехами истории, ведь каждая такая биография, судьба - заслуживают отдельной публикации.



Онега:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя



-->

www.ngt-holding.ru/biogas" target="_blank">когенерационные установки, поставка

ngt-holding.ru

Детские ракетки для тенниса недорого. www.mirraketok.ru/" target="_blank">Теннисной ракетки .

mirraketok.ru