Пресса Архангельской области
 


Версия для распечатки  
  

Правда Севера
20 декабря 2001 (235)
Окладников

Как руду искали на Вайгаче

Основанный в 1499 году на Печоре по наказу Московского царя Ивана III город Пустозерск сыграл видную роль в организации поисков и разработке рудных месторождений в Печорском крае. Он неоднократно служил отправным пунктом геологических экспедиций, который отправлялись на Цильму, Сулу, а также на арктические острова.

Здесь имелась специальная изба для рудознатцев, а в пустозерской казне хранились присланные "для образца" из приказа Большой казны "серебряные руды весом золотник скупно, да медные руды два куска, да камешек хрусталь; да сердоликовых два камешка, один узорчатый, другой светлоголуб на водяной цвет".

Пустозерские воеводы при вступлении в должность получали наказ, которым обязывались вести рудные прииски в Пустозерском уезде, в том числе на арктических островах.

Снаряжение экспедиций и проведение работ, связанных с рудными приисками, тяжелым бременем ложилось на жителей Пустозерска и уезда, на которых воеводы перекладывали все тяготы и повинности.

В 1667 году крестьяне Пустозерского уезда подали челобитную царю Алексею Михайловичу. В ней они писали, что страдают "от разброду и от хлебного голоду", а воевода посылает их, "сирот, по зимнему пути отыскивать руды и места описывать", а они-де "бедные людишка и безхлебные и безоленные, что было оленишек осталых от прежних самоедских грабежов, и тех достальных отгонили".

Отыскивать руду воевода посылал их на остров Вайгач, так как за год до этого пустозерский стрелец Федька Мартемьянов Шадра подал в Пустозерском остроге в съезжей избе воеводе Василию Григорьевичу Дикову "отыскную руду" и сообщил, что "что дал де ему ту руду в Югорскому Шару, на Вайгаче, тундряной Самоядин роду Тысыня Хавлай".

Руду ту послали в Москву, а оттуда пришел приказ "руды той отыскать пудов пять или шесть и места описать нынешною зимой".

В своей челобитной пустозерцы сообщают царю, что "зимою... на морские островы и ходу не бывало", так как льды непроходимыя", а летом "Вайгач остров и всякие морские островы ведают" мезенцы и пинежане, ходят на своих больших судах для морского промыслу.

По рудным делам в Пустозерской воеводской канцелярии велось особое делопроизводство. В Росписном списке, составленном 1 августа 1670 года при передаче Пустозерского острога воеводой Иваном Нееловым, среди дел, документов и предметов, переданных новому воеводе Григорию Неелову, значится: "Столп государевых рудных дел и черных к великому государю отписок и в том же столпу пять грамот государевых и распросы и записки и памяти и роспись сыскным рудным старым железным снастям цылемским сколько их от ыздержки и ломанья сыскивая в Югорском Шару, и на Вайгаче, и на Ижме, и на Цыльме в реках руды издержалось".

Эта запись в Росписном списке дает нам основание сделать вывод, что пустозерский воевода выполнил московский приказ и пустозерцы в составе геологической экспедиции побывали на Вайгаче. К сожалению, о результатах этой экспедиции нам ничего не известно.

Дальнейшие поиски руды на острове Вайгач связаны со следующей историей, происшедшей в 70-х годах XVIII века.

Крестьянин Кеврольского уезда Илья Васильев сын Дворяшин, будучи в работниках у купцов Чирцовых, в 1776 году находился на моржевом промысле и во время этого промысла ему привелось побывать на острове Вайгач. Здесь на носу против о. Воронова и Вороновской губы он нашел неизвестную руду "снаружи бела, а внутри казались звездки и имеет тяжесть".

Слух о найденной руде дошел до его хозяина Ивана Чирцова, который представил Дворяшина на допрос в Пустозерскую воеводскую канцелярию. Здесь он подтвердил сведения о находке на Вайгаче и показал, что руду эту он по пути в Пустозерск утерял или, возможно, у него ее выкрал кто-то из его товарищей. В то же время он заверил, что место это отыщет и укажет. Пустозерская воеводская канцелярия передала Дворяшина под расписку Ивану Чирцову с тем, чтобы тот представил его в Архангельск "в главную команду". Но по пути из Пустозерска Дворяшин в Мезени сбежал от Чирцова и уехал в Архангельск с купцом Михаилом Пугавиным. Очевидно, последний хотел при содействии Дворяшина разыскать руду и добиться себе привилегий в этом деле.

Чтобы выяснить вопрос, какую руду нашел Дворяшин, Пугавин 20 февраля 1777 года представил его Главному командиру Архангельского порта генерал-майору Лаврентию Ксаверьевичу Вакселю, который занимался розыском руд на Севере и имел у себя их образцы. Но ни один из показанных Вакселем образцов руд Дворяшин не признал похожими на руду, которую он отыскал на Вайгаче.

Чирцову удалось заполучить Дворяшина с помощью его отца, приехавшего из деревни, и он содержал его у себя в доме как бы под арестом.

Тогда главный командир Архангельского порта Ваксель обратился к Архангельскому губернатору Егору Андреевичу Головцыну с просьбой освободить Дворяшина от Чирцова и передать его ему и купцу Михаилу Пугавину с тем, чтобы они вместе с ним выехали в Пустозерский уезд и привезли оттуда с Вайгача серебряную руду, отысканную там Дворяшиным. В своем прошении Ваксель писал, что им руководит "усерднейшее желание открыть отечеству сии испытанные сокровища".

В завязавшейся борьбе между представителями крупного капитала Чирцовыми, с одной стороны, и купцом Пугавиным и представителем служилого разночинства Вакселем, победу одержали Чирцовы. В доказательство своего права на отыскание руд они сослались на то, что отцу их Федору Чирцову с товарищами Федором Прядуновым и Егором Сабининым в 1773 году была дана высочайшая именная привилегия как первооткрывателям серебряной руды на острове Медвежьем. Потомкам их, говорилось в этой грамоте, предоставлялось право "изыскивать и разведывать во всех местах Российской империи серебряную и прочих металлов руды". Эта привилегия была подтверждена особым указом в 1779 году.

На основании этого по постановлению губернатора Головцына Дворяшин был отдан Чирцовым. Вместе с тем у них была взята подписка в том, что по указанию Дворяшиным места нахождения руды, они его насильно сверх воли его держать не будут и никаких ему притеснений не сделают, а будут содержать его на свой счет.

Из Чирцовых вместе с Дворяшиным отправился на Вайгач Иван. Для присмотра за Дворяшиным в пути был дан солдат из состава Пустозерского воинского гарнизона. В июле 1777 года они прибыли на Вайгач. Здесь Дворяшин отыскал то место, где им ранее, по его утверждению, была найдена руда. Среди камней, лежащих поверх земли, по указанию Дворяшина в трех местах было взято какое-то минеральное вещество, признанное им "за такую же руду, как и прежняя, им утраченная". В Пустозерской воеводской канцелярии образцы руды были упакованы и опечатаны. Вместе с этими образцами Дворяшин под конвоем был отправлен в Архангельск.

Образцы руды, доставленной с Вайгача, 23 марта 1778 года Архангельским губернатором Головцыным были отправлены в Берг-коллегию. О дальнейшей их судьбе сведений нет. Поэтому мы не знаем, какая именно руда была отыскана Дворяшиным на Вайгаче и каково ее содержание. К сожалению, нам также не известно о дальнейшей судьбе самого Дворяшина.

В 1921 году на Вайгаче побывала геологическая экспедиция под руководством геолога Н. А. Куликова, которая на юго-западной части этого острова обнаружила полиметаллические руды.

В 1925 году бухту Варнек острова Вайгач посетила Новоземельская экспедиция Академии наук СССР. Участники этой экспедиции взяли образцы руды с месторождения, открытого Н. А. Куликовым, доставили в Архангельск. Их исследование показало высокое содержание свинца и цинка, что дало основание начать промышленную добычу свинцово-цинковой руды на этом месторождении в бухте Варнек, названном Раздельным, и одновременно производить разведку рудных месторождений на острове Вайгач.

С этой целью в июле 1930 года в бухте Варнек была высажена Вайгачская экспедиция ОГПУ, которую возглавил бывший заместитель начальника Соловецкого лагеря особого назначения Федор Иванович Эйхман. Основной состав экспедиции составляли заключенные этого лагеря, осужденные по различным пунктам ст. 58 Уголовного кодекса. Их доставили сюда на пароходах "Метель" и "Глеб Бокий". В 1931 году состав этой экспедиции был значительно пополнен. В нее входили опытные геологи, географы, горные специалисты, инженеры и топографы - все заключенные.

В 1931 году старшим геологом и заведующим геологической частью этой экспедиции был назначен известный геолог и географ профессор Павел Владимирович Виттенберг, осужденный по ст. 58 Уголовного кодекса к 10 годам лишения свободы. Под его руководством с 1931 по 1935 год на Вайгаче было обнаружено 58 рудных месторождений с проявлением свинцово-цинковых и медных руд. В 1940 году была издана его монография "Рудные месторождения Вайгача и Амдермы".

В суровых арктических условиях, на вечной мерзлоте Вайгачская экспедиция ОГПУ обустроила открытое рудное месторождение на острове Вайгач в бухте Варнек и уже в 1934 году на пяти оборудованных здесь шахтах приступили к промышленной добыче свинцово-цинковых руд.

Работали в невероятно трудных условиях, поэтому многие заключенные от непосильного труда и болезней умирали. Зимой умерших не хоронили, а спускали под лед бухты.

В 1938 году в связи с затоплением шахт водой рудник на Вайгаче был закрыт, поэтому Вайгачская экспедиция ОГПУ прекратила свою деятельность. Оставшихся в живых заключенных этой экспедиции вывезли с Вайгача в Архангельск на строительство железной дороги Исакогорка -Молотовск (ныне Северодвинск), часть перевели на рудник в Амдерму, а остальных зимой пешим порядком отправили в Воркуту. Многие из них по дорогу в Воркуту погибли.

В 1940 году была организована Вторая Вайгачская экспедиция, которая должна была дать прогнозную и промышленную оценку рудных месторождений на острове Вайгач, однако в 1941 году работа этой экспедиции была прервана в связи с начавшейся войной.

Николай ОКЛАДНИКОВ.

Действительный член Русского географического общества, краевед.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя