|
Правда Севера
18 августа 2004 (152)
Валентина ПАВЛОВСКАЯ.
Шенкурск - центр росписи
И он привлек к себе художника, народного мастера России Людмилу Щеголихину,
других творческих людей России
С народным мастером России, мастером творческого коллектива "Коробейники",
преподавателем Архангельского технического университета Людмилой Щеголихиной
меня познакомила директор Шенкурской детской художественной школы Елена
Борисовна Чиркова. Поначалу знакомство было заочным, в том числе и через давнюю
журнальную публикацию о ней. Я узнала, что Людмила Михайловна давно и очень
плодотворно занимается росписью по дереву, работает в традициях народной росписи
Севера. Она лауреат Ломоносовской премии за сохранение и развитие народных
промыслов Севера. Премия была присуждена в 1996 году, когда Людмила Михайловна
работала художником в "Беломорских узорах".
Этим летом Л.М. Щеголихина побывала в Шенкурске вместе с группой своих студентов
из АГТУ. А в середине июля приехала в город еще раз вместе с друзьями из Санкт-
Петербурга, педагогами и учащимися Дома детского творчества "Современник". Их
совместные летние экспедиции по Русскому Северу стали традиционными. Чем же так
привлек Шенкурск этих творческих людей?
- Я очень люблю наш Север. Стараюсь поближе его узнать, езжу в экспедиции, если
есть возможность, - поясняет Людмила Щеголихина. - На этот раз привлекла
выставка "Крестьянская живопись Поважья", которая проходила в Архангельске. А
пригласила меня на эту выставку директор Шенкурской художественной школы Елена
Борисовна Чиркова, с которой мы знакомы с юности.
Наша экспедиция в Шенкурск - это как бы продолжение названной выставки, где была
представлена также шенкурская роспись. Я знала, что такая роспись существует, но
не подозревала, что она так интересна. Посмотреть выставку приезжали и мои
друзья из Санкт-Петербурга, из Вологды.
- Чем же вас так удивила эта выставка?
- Несмотря на то, что на Севере богатейшие традиции росписи по дереву, она мало
профессионально изучена, очень мало специальной литературы. В музеях собрано
множество подлинников, в том числе расписных прялок, утвари. Но это материал,
который не изучен. На выставке я по-новому увидела шенкурскую роспись. Да, она
знакома мне по "Беломорским узорам". Я знала минимум элементов, знала, что
преобладает в основном красный цвет, характерны три розы, что это свободно-
кистевая роспись. После посещения выставки "Крестьянская живопись Поважья"
увидела, насколько она разнообразна, сколь богата по колориту, как много разных
элементов, типов. Сегодня художник с ней может замечательно работать, с ней
легко импровизировать, создавая красивые вещи, вполне современные. Это
богатейший пласт культуры.
- И открываете вы его вместе со своими студентами...
- Для меня удача, что пригласили работать в университет на кафедру дизайна.
Современный художник, особенно дизайнер, не может работать, отрываясь от корней,
он должен знать традиции. Моим студентам это интересно. Мы с ними были на
выставке. На кафедре поддержали мое предложение взять часть группы и съездить на
практику в Шенкурск.
Наша цель была - познакомиться с центром росписи. Удивительная вещь: иногда
можно просто приехать в такое место и, не увидев ни одной расписной вещи, что-то
понять об этой росписи. Так было в моей практике с борецкой росписью, где много
элементов архитектуры. Я никак не могла ее до конца познать. Однажды во время
похода по реке Онеге увидела в старой деревне дом, украшенный такими же
элементами.
Вот и в Шенкурске мы знакомились с городом и этим регионом, с большой коллекцией
прялок в районном музее и художественной школе. И, главное, я и мои студентки
изучали роспись с оригиналов, копировали, прорисовывали. Мы сделали тридцать
копий, но это только начало. Я считаю, что копирование - это часть процесса
глубокого изучения и обучения росписи. Думаю, что в Шенкурск буду приезжать еще,
а если удастся, привезу сюда и студентов.
- Людмила Михайловна, а каким был ваш путь к мастерству?
- Рисую всегда, сколько себя помню. Учиться мастерству росписи начала в
"Беломорских узорах" с 1979 года. За двадцать лет всему научилась; работая там,
получила Ломоносовскую премию, начала участвовать в выставках, десять лет была в
творческой группе и художником по образцам. Когда мне предложили войти в
творческую группу, признаюсь, я мало что знала о росписи. Сейчас роспись -
просто половина меня: это то, чем я зарабатываю, чему учу, что люблю...
- ...то, что дает вдохновение.
- Да, то, что дает вдохновение. Свою роль в этом сыграла судьба, просто все так
сложилось в жизни. Но когда я начала этим заниматься серьезно, самостоятельно
стала изучать роспись, поняла, насколько народное искусство не познано, а
сохранившиеся подлинники дают богатый выбор тем, фантазий. С этим материалом
нужно работать и работать не один год.
- Значит, народная роспись остается основой для творчества современных
художников?
- У народной росписи есть свои каноны. Причем Архангельская область настолько
богата традициями, что можно очень много работать. Хотя я занимаюсь со
студентами росписью и народным творчеством, много рисую, кажется, что учиться
рисовать нужно всю жизнь, таково уж это ремесло.
- У вас всегда огромное поле для самовыражения.
- Это так. Мне всегда нравится работать и с детьми, и со студентами, передавать
им все, чему сама научилась. Я давно участвую в различных выставках, в том числе
международных. Удалось достичь определенного признания. Очень приятно, что моя
работа отмечена премией, что присвоили звание "Народный мастер России". В своем
творчестве буду использовать шенкурскую роспись. Возрождение ее центра, на мой
взгляд, возможно, поскольку здесь сохранена коллекция, есть люди, способные и
готовые работать. Действительно, роспись хороша, замечательно смотрится в
современных интерьерах. Года через два мы планируем сделать выставку "Традиции и
современность" и собрать коллекцию работ современных художников, работающих в
манере важской росписи.
| |