Пресса Архангельской области
 


Версия для распечатки  
  

Правда Севера
18 мая 2006 (89)
Надежда ШИЛОВА.

Уморенный "Белкомур"

Миллионы рублей из областного бюджета захоронены на Пинеге на Пинеге

Вырванные с "мясом" шпалы. Развороченная, словно здесь прошел танк, насыпь. Вдоль нее - аккуратные белые мешочки с костылями, предназначенные для отправки на металлолом. Вот и все, что осталось от участка железной дороги "Белкомур" в Пинежском районе, строительство которой помпезно открывали в 1998 году. Выброшены на ветер миллионы рублей из областного и федерального бюджетов. Единственное, что сейчас продолжает радовать глаз, - ковер мать-и-мачехи, окутывающий уцелевшие участки насыпи. Цветы специально садили, чтобы уберечь насыпь от разрушительных природных явлений. От природы уберегли, а вот от человеческой глупости, алчности и варварства - нет.

Остались в тупике

Станция Карпогоры - конечная. Дальше поезд не идет. Это тупик. Железная дорога, связавшая район с областным центром, была сдана в 1978 году. С 1985-го из Карпогор начали строить пути на Лешуконский район, но дальше 30 километров не двинулись - помешала перестройка.

Первый костыль "Белкомура" ("Белое море - Коми - Урал") - железной дороги, которая должна была связать три российских региона, - забили в ноябре 1998 года.

- Вот этот семафор, вот врезка железной дороги "Белкомур" - отсюда она начиналась. Здесь с большой помпой в присутствии руководителей трех регионов (от Архангельской области был губернатор Анатолий Ефремов) забивался так называемый "серебряный костыль".

- Кстати, Ефремов был несколько разгорячен и свой костыль забил только со второй попытки, - рассказывает корреспонденту "ПС" пинежанин Владимир (свою фамилию он просил не публиковать), принимавший непосредственное участие в проекте "Белкомур". - Строительство велось с трех мест. Архангельский филиал шел из Карпогор в Коми. Навстречу нам двигался комяцкий филиал. У них участок был 60 километров, у нас - почти 115. Самый большой отрезок пути - 490 километров - был запланирован от Перми до Коми. Но до конца работу не довел никто. Получилось так, что самый большой объем выполнили мы.

По словам Владимира, архангельским филиалом "Белкомура" было уложено четыре километра верхнего строения пути, на 16 километрах построены все гидротехнические сооружения, а также подготовлены две площадки для строительства железнодорожных мостов и разработаны два карьера. Кроме того, подготовили и сдали заказчику проектную документацию на участок 50 километров.

Генеральным подрядчиком ОАО "Белкомур" выступало архангельское ОАО "Севтрансстрой". По неофициальным данным, с ним "Белкомур" за работу рассчитался весьма странно, отдав в качестве части долга рельсо-шпальные решетки. Решетки эти лежат вдоль дороги и по сей день. Субподрядчиками были четыре предприятия из областного центра ("Северстрой", "Мехколонна 78", СМП-221, "Мостоотряд 9") и одно из Пинежья - филиал ОАО "Севтрансстрой" СМП-520, который занимался кладкой железобетонных труб, разрубкой трассы на протяжении всего строящегося участка.

- Нашему району это строительство давало прежде всего новые рабочие места. А что сегодня? Сегодня у нас один из самых высоких по области уровень безработицы - порядка 11 процентов! - негодует Владимир. - Кроме того, железная дорога могла дать толчок и развитию местной лесной промышленности. Леспромхозы с верховьев реки Пинеги - Сосновский и Лавельский - сразу же поняли, насколько снизится себестоимость их продукции, если они будут использовать для ее отправки железнодорожный транспорт. Они тут же запросили технические условия на подсоединение к строящейся дороге, чтобы поставить нижние склады. Что в итоге? Леспромхозы по старинке сплавляют лес по реке (если есть большая вода) или везут его автомобильным транспортом 170-200 километров до Карпогор.

Еще одно больное место - замороженный шпало-пропиточный цех. Он был специально построен в рамках проекта "Белкомур", оснащен добротным современным оборудованием. Здесь использовался не креозот, а экологически чистая эмульсионная пропитка, увеличивающая срок службы шпалы. Так, жизнь шпалы, пропитанной креозотом, до 15 лет, а эмульсией - 34 года. Первая пропитка здесь состоялась в 2000 году. Цех активно проработал всего два года. Сейчас он простаивает, а пропитанные по современным технологиям шпалы выкорчеваны сборщиками металла.

По жидкому "асфальту"

На строительстве "Белкомура" были задействованы около трех сотен жителей района. Механизаторы, трактористы, сторожа, повара. Сейчас они всей душой переживают, видя, как варварским способом разрушают их труд, но сделать с этим ничего не могут. Пинежане не скрывают эмоций по поводу обманутых надежд.

- Да, тогда все в облаках летали: думали, работа появилась, - вздыхает машинист крана Сергей Минин. - А потом все нарушилось. Никому ничего теперь не надо: ни правительству, ни области. Они, знай, сидят, только деньги получают. А рабочий - нищета!

- Сколько трудов вложили! - включается в разговор машинист трактора Василий Попов. - Когда первые пути укладывали - два дня без продыху работали. Трубы и все остальное завозили по бездорожью. Дорог-то не было. Только пни, коряги, болото! По болоту едешь - застрял. Ночь вот так, бывало, просидишь. А утром - за техникой. Вытащил, и снова за работу! Надеялись мы, что стройка большая будет, а оказалось...

- Да, дороги у нас не было, асфальт нам никто не клал. У нас был жидкий "асфальт", - горько усмехается крановщик Николай Билуха. - Мы работали, а нас просто кинули. Это государство виновато, это с самого верха идет, эта все та же перестройка продолжается. Играют в кошки-мышки, деньги поделить не могут. А простой человек, который копейки получает, всегда стрелочником оказывается.

Деньги - на ветер

- Строительство железной дороги прекратили в 2002 году. Как только к власти пришел Путин, нас перестали финансировать федералы, а вслед за ними - и регионы, - продолжает рассказ пинежанин Владимир. - Везде поменялось руководство, и эта дорога оказалась не нужна. Почему? Предполагалось, что она послужит увеличению грузопотока через Архангельский морской торговый порт. Возможно, кому-то на самом верху это показалось невыгодным. Возможно, некоторые питерские представители команды Путина гораздо больше заинтересованы в развитии порта в Санкт-Петербурге и создавать на Северо-Западе России сильного конкурента не пожелали. Ведь не секрет, что порт - это деньги, доля которых оседает в карманах чиновников.

Последняя попытка реанимировать проект, по словам Владимира, предпринималась в 2002 году, когда генеральным директором ОАО "Белкомур" стал Валерий Набатчиков. Тогда же была достигнута договоренность с Москвой о выделении кредита в 500 миллионов рублей. Для того, чтобы снизить затраты, проект "выпрямили", то есть если сначала планировали сделать железную дорогу в форме дуги, чтоб она проходила рядом с населенными пунктами, то потом эту дугу прилично сократили. Однако и это не помогло! Москва, несмотря на все договоренности, денег не дала.

Новый губернатор Николай Киселев приезжал к ним в июне прошлого года, но, по словам пинежан, о "Белкомуре" даже не помянул. А помянуть бы стоило! Хотя бы потому, что область (по данным Владимира) вложила в строительство этой дороги около ста миллионов рублей (для сравнения: федеральный бюджет - 10 миллионов). И где они сейчас?

"Если бы губернатор сейчас приехал к нам в Карпогоры, то своими глазами бы увидел, что здесь творится. Деньги-то на ветер выброшены!" - Во время командировки эти слова я слышала не один раз. Кстати, сметная документация пока еще в Карпогорах хранится, и можно подсчитать, сколько денег ушло, например, на создание того, что так лихо разобрали сборщики металлолома. Это около 6,5 миллиона рублей (по ценам 2002 года), затраченных только на сборку и укладку рельсо-шпальной решетки.

"Некие люди" пришли в ОБЭП

Кто и на каком основании разбирает железную дорогу? По народной версии, "Белкомур" (Республика Коми) заключил с кем-то договор (письменный или устный) и хочет извлечь хоть какую-то прибыль из несостоявшегося проекта, благо цены на рынке металлолома держатся приличные. Возникают два вопросы. Первый: получается, что Архангельская область, являющаяся акционером "Белкомура" и вложившая деньги регионального бюджета (то есть наши с вами, уважаемые налогоплательщики!), останется с носом? Вопрос второй: кто это таким варварским способом уничтожает труд людей и имеются ли у него на это законные основания?

Пинежане рассказали о том, что в апреле приехали некие люди, сходили в местный ОБЭП и после этого начали разбирать дорогу. Разбирали по-быстрому, управились чуть ли не за неделю.

В РОВД Пинежского района у оперуполномоченного ОБЭП побывала и корреспондент "ПС". Но компетентные органы оказались еще не готовы дать комментарии. Более того, старший опер-уполномоченный ОБЭП в тот же день ушел в отпуск, а "на хозяйстве" остался просто оперуполномоченный Николай Чуркин.

- Проверка начата буквально на днях, - начал Николай. - Представительство "Белкомура" находится в Сыктывкаре, оно от нас удалено, и это вызывает определенные затруднения. Мы связывались с ними по телефону, получали документы по факсу, но это еще не позволяет нам подтвердить или опровергнуть вашу информацию. Кстати, кто вам ее дал? - поинтересовался в свою очередь Чуркин.

- Народ. А действительно ли у вас были какие-то люди?

- Да, у нас были представители "Белкомура", но это вполне нормально, что предприятия, ведущие свою деятельность на территории района, обращаются в местные органы. Кстати, со стороны "Белкомура" никаких претензий по поводу этих рельсов нет!

- Следы увезенного металлолома ведут к нижнему складу, но там они и теряются. Однако есть информация, что со станции Карпогоры металл еще не отбыл. Вы хотя бы поставку тормознете?

- Пока ничего вам сказать не могу, - заключил опер-уполномоченный ОБЭП.

По словам Николая Чуркина, для официального разговора на этой неделе из Сыктывкара в Пинежский район должны прибыть представители "Белкомура".



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя