Пресса Архангельской области
 


Север
24 сентября 2004 (39)
Н. ШУЛЬГИН

Каменка

(Продолжение. Начало в N 38.)

Те, кто связал судьбу с заводом, сплавляли по реке со своих деревенских усадеб дома, амбары, бани, овины. В поселке и теперь есть дома, в которых к срубу в качестве другой комнаты пристроено каркасное помещение, стены которого наполнены опилками. Строительство завода совпало с началом коллективизации в деревне - в газетах той поры печатались требования вернуть со стройки кулаков и их подкулачников.

Наплыв был такой, что и в условиях стройки наблюдалась безработица. Старейший рабочий Матвей Иванович Тараканов вспоминал, что ему, взрослому парню из деревни, привелось поработать нянькой - другой работы для него не нашлось. Выходцами из одной деревни заселялись целые улицы - это видно по фамилиям соседей.

В 1927 году на месте старого ружниковского завода стали подниматься новые корпуса. Одновременно стал бурно расти поселок - рядом с неприглядными казармами и "койками" стали появляться новые аккуратные дома городского типа, в их числе двухэтажные и квартирной системы. Мощность нового завода предполагала размещение трех тысяч ИТР и рабочих с их семьями, не учитывая работников медицины, просвещения, кооперации, почты и других учреждений. К 20 тысячам кбм (так рассчитывалась-измерялась жилплощадь -Н.Ш.) существующего жилья предполагалось перевезти с "приговоренного" 49-го завода (пос. Окуловский) 25 тыс. кбм, а болеe 56 тыс. кбм надо было построить вновь.

В короткий срок (1927-1929 годы) было построено 18 двухквартирных домов - они и теперь составляют центр поселка, шесть общежитий с отдельными комнатами, шесть общежитий с общими спальнями, казарма для милиции - штат милиции был большой, так как стройка охранялась круглосуточно, дом для конюхов.

Название "дом конюхов" сохранилось до сих пор, хотя с полсотни лет прошло с тех пор, как из центра вынесены конюшни, а сейчас, похоже, и лошадей в поселке не осталось. Но в те времена конюшни были "под боком", так как лошадь долго была единственным видом транспорта в быту и на производстве.

В плане на 30-е годы оставалось строительство бани, школы, больницы, клуба. На строительстве жилья и социальных объектов работали 219 рабочих и 16 служащих. Все возведенные тогда постройки отличаются добротностью, красотой и приспособленностью. Готовые дома, увы, некоторое время оставались незаселенными - не было кирпича, не было стекла. Бой привозимого морем стекла достигал 100 процентов - вот почему столь малы переплеты рам старых домов. Первая поселковая баня долгое время была единственным зданием с центральным отоплением и "городской" канализацией.

Особой гордостью поселка стал новый просторный клуб - старый "Театр строителей" на угоре давно изжил себя и не отвечал возросшим культурным потребностям населения, к тому же был очень мал. В новом здании клуба, размещенном в центре поселка, были совмещены театр и клуб. Театр с залом на 400 мест имел кирпичную сцену, оркестровую яму, кирпичную кинобудку, фойе с буфетом, курительной комнатой и раздельными уборными.

Клубная часть (сгорела в последнее десятилетие) размещалась на первом этаже, где по плану было помещение для сторожа, детские ясли с отдельным входом, с умывальной и уборной, комната для пионеров, зал для физкультуры с мужской и женской раздевалками и душами (исполнено не было) и отдельным входом на площадку для игр.

На втором этаже - комната для клубного работника и для заседаний, для комитетов ВКП(б) и ВЛКСМ, ленинский уголок и ликбез, читальня с библиотекой и завком. С появлением радио там же был размещен радиоузел. При сцене - бутафорская и пять артистических уборных с самостоятельным входом. Была и суфлерская будка.

Площадь перед клубом использовалась для проведения митингов и игр. К ней примыкала танцплощадка.

Во второй половине 30-х годов основные кадры 49-го завода уже работали в Каменке. Из поселка Окуловского были перевезены дома: целых два ряда домов от речки и до гаража, включая столовую и детские сады, также дома, в которых разместились детские ясли, "батальон" и другие. Несколько домов было построено на правом берегу речки, которые так и стали называться "за Каменкой", там же построили три общежития для сезонных рабочих (ныне заняты ГПТУ-16). На волне стахановского движения многие квартиры и комнаты в коммуналках были вручены передовым рабочим в качестве поощрения. Но бараки около гаража и около "шанхая" дожили до середины 60-х годов прошлого века.

К 1 января 1937 года в индивидуальных домах проживали 563 человека. Жилфонд в коммунальных домах составлял 18,7 тысячи квадратных метров, из которых 2845 кв.метров приходилось на дома для сезонников, а 1432 кв. метра было занято учреждениями.

В 1927 году на полном серьёзе в краевой и местной печати дискутировался вопрос о переносе райцентра на левый берег, в Каменку, поэтому правобережье Лукина ручья долго оставалось незастроенным, исключение было сделано для таможни, которая намеревалась использовать устье Лукина ручья под стоянку для своих служебных катеров. Приводим лишь одно мнение, как наиболее взвешенное из всех: "Вопрос переноса города Мезени на другой берег поднят своевременно.

Доводы его вполне основательны. Перенос города необходим, так как этим удешевляется и упрощается доставка грузов с пароходов как в город Мезень, так и из города вверх по реке. Новое положение города наиболее выгодно и по почвенным условиям, так как сейчас Мезень окружают болота и разделанные земли, что мешает его дальнейшему расширению. Сейчас к Мезени только один водный путь - пролив против Малой Слободы в двух верстах от города, которым и пользуются для транспортировки грузов и пассажиров в моменты прилива. В отливы же никуда не проедешь. Кроме того, этот пролив обречен на обмеление, что уже приходится наблюдать сейчас. Суда раньше стояли под берегом города Мезени, а теперь там сенокосный луг и пески.

Дноуглубительные работы в проливе не имеют смысла, так как пролив все равно будет мелеть, не имея постоянного течения. Чтобы избежать перегрузок, центр должен быть перенесен к водному пути".

Как объяснил Д.И. Базарев, видимые на одном из снимков тех лет ряды стоек в районе нынешнего "батальона" предназначались для районной больницы. Предполагаемые огромные затраты, а затем война похоронили эти проекты.

Основная цель огромного (по масштабам района) строительства была достигнута: в 1929 году завод начал работать, но затраты на его строительство оказались столь огромны (вместо предполагаемых двух с половиной миллионов было затрачено более семи, к тому же с массой недоделок, которые пришлось устранять даже спустя десятилетия), что многие планы строительства социально-бытовых объектов были положены под сукно.

А потом грянула война. Поселковая больница, аптека, часть детских учреждений, сберкасса и другие объекты непромышленного назначения надолго прописались в жилых домах. Частники строились по берегам рек или поближе к центру - на засыпанном опилками болоте. Названия улиц не отличались оригинальностью: Почтовая, Театральная, Кооперативная, Базарная, Колхозная, Болотная, Лесокатная, Водников.

Во исполнение решения 3-го районного съезда Советов (декабрь 1934 г) в 1936 году был построен мост через Лукин-ручей. Было также возбуждено ходатайство перед ВЦИК о выделении рабочего поселка в самостоятельную административную единицу.

7 января 1936 года постановлением Крайисполкома был ликвидирован поселковый Совет на лесозаводе N 49, поселок Окуловский был лишен звания поселка. А 26 марта 1938 года постановлением ВЦИК населенный пункт Каменка (лесозавод N 48), вобравший в себя основную часть жителей упраздненного поселка Окуловского, был отнесен к категории рабочих поселков. В мае 1939 года прошли первые выборы в Каменский поселковый Совет.

Председателями поселкового Совета последовательно были: Рюмин В.В., Поташкова З.И., Иванов П.И.,Поташев Л.И., Ярков Н.В., Кудряшов В.Н., Мылюев А.К., Коротаев Н.М., Орлов А.И., Торцева ГА. Список глав администрации начинал Рыжков В.И.

Новый размах жилищное строительство получило лишь в послевоенные 50-е годы, когда ежегодно строилось по 2-6 две -надцатиквартирных домов. К сожалению, многие из них пришлось строить на унылых болотистых местах, вдали от центра. Продолжалось строительство и в последующие годы, хотя размах его постепенно сокращался.

К 80-м годам лесопильный завод превратился в современное технически оснащенное предприятие с высокограмотными специалистами, среди которых было немало передовиков производства, труд которых был отмечен высокими правительственными наградами. Вместе с людьми, заводом менялся и облик поселка. Когда-то каменцы были горды и рады тому, что вместе с заводом появились полтора десятка жилых домов с 3,5 тыс. кв. метров жилой площади. А к 80-м годам количество жилой площади по сравнению с этим увеличилось в десять раз и общее количество коммунальных домов перевалило за сотню.

Интенсивно стал расти жилой массив морского порта. Порт выбрал для строительства жилых домов сухое открытое место на берегу реки Мезени вверх по течению. Отдаленности жилья компенсировалась открывшимся автобусным движением. Администрация завода в эти годы усиленно занималась капитальным ремонтом домов старой застройки с переоборудованием их на квартирную систему, с переводом на центральное отопление.

К этому времени в жилищном вопросе создалось парадоксальное положение: строители и первые рабочие завода, удовлетворенные в свое время неблагоустроенным жильем, в пенсионные годы так и остались в своих комнатах, лишенные элементарных удобств. Среди них было много одиночек, лишенных возможности встать на учет по улучшению жилищных условий (главный критерий при постановке на учет - обеспеченность жилой площадью в квадратных метрах, иные условия не учитывались). Перепланировка старого жилья помогла многим из этих людей.

Качество жизни неуклонно улучшалось: из жилого фонда исчезли каркасные бараки, построенные в 20-30-е годы, из центра была убрана столь привычная "водокачка", из которой долго брали плохо очищенную застойную каменскую воду. Целая сеть глубинных скважин полностью удовлетворяла потребность поселка в питьевой воде.

В эти же годы на правом берегу Каменки вырос новый больничный городок, позволивший получать квалифицированную медицинскую помощь не только жителям поселка, но и многим жителям района. Население обслуживалось десятью врачами, не менее пятидесяти специалистов имели среднее медицинское образование. В больнице был стационар на 85 коек с детским, инфекционным и хирургическим отделениями, зубопротезный кабинет.

Стадионы, спортзалы, библиотеки, целая сеть детских учреждений, три общеобразовательных школы, заводской профилакторий, санэпидстанция, построенный силами общественности "аэродром" - площадка для приема малой авиации, обшитые и покрашенные дома, новые золотистые мостовые, ладные тротуары, хорошо спланированное уличное освещение, типовые дровяники, спрятавшее дровяные завалы обилие зелени в летний период, скверы - все это атрибуты крупного населенного пункта. К концу 60-х годов население поселка составляло без малого семь тысяч человек - треть населения района.

Районный центр в эти годы во многом уступал рабочему поселку: поселок был раньше его радиофицирован, имел свой телефонный коммутатор на 300 номеров, во вместительном клубе проводились многие районные мероприятия. Кинофильмы шли по два дня с тремя сеансами в день. Старейший коллектив самодеятельных артистов и фольклорный хор получили звание народных. В Каменке же появилась и первая телевышка, люди получили возможность смотреть основные каналы.



Север:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя