Пресса Архангельской области
 


Северный рабочий
29 июля 2004 (120)
Владимир ТИКУС

Александр Басов: "Семейственность вредит делу"

В понедельник на острове Ягры московская кинокомпания "Ракурс" снимала эпизоды фильма "Поди туда - не знаю куда". Одним из режиссеров-постановщиков сказки оказался Александр Басов, сын известного режиссера, народного артиста СССР Владимира Басова и актрисы Валентины Титовой. В перерыве между съемками он дал эксклюзивное интервью "СР".

- Александр Владимирович, почему Ваш выбор места съемок пал именно на это место?

- Мы снимали и основном в Архангельской области (Онега, Малые Корелы), потому что на севере есть такие места, такие красоты, каких нет ни в одном из других уголков России. На болотах, озерах, в лесах.

А этот пляж (возле воинского мемориала) , по-моему, самое великолепное место в ваших краях: бор, густая высокая трава. Лучшего для натурных съемок и желать не приходится.

- Рискну предположить, что выбор Вашей профессии произошел под влиянием родителей?

- Вы правы. Я думаю, что у меня просто не было выбора, все было заранее решено, возможно, даже еще до моего рождения. Наиболее мощным оказалось влияние отца. Он был очень настойчивым человеком, но в то же время в некоторых ситуациях проявлял робость, нерешительность.

Так было, когда он влюбился в мою мать и хотел сделать ей предложение. Но так и не сделал. Руки Валентины Титовой просил его друг. Мама тоже волевая женщина, но ее влияние на меня было слабее. Как бы то ни было, я закончил ВГИК.

Правда, в жизни мне приходилось примерять на себя множество разных профессий: я был и актером в разных театрах, и корреспондентом журнала "Стас", и плотником, и рабочим на заводе.

- А Ваш отец когда-нибудь снимал Вас в своих фильмах?

- Боже упаси! Я бы никогда на это не согласился. Достаточно того, что он и сам снимался, и маму мою снимал. Семейственность, действительно, очень вредит делу.

- Как Вы считаете, в чем заключается функция режиссера?

- Очень хорошо на этот вопрос ответил наш президент: "Я определяю только общее направление политики, все остальное делают специально обученные люди". Так же и режиссер ведет генеральную линию, а конкретное воплощение зависит, разумеется, от актеров.

- Я знаю Вас, в первую очередь, как режиссера-документалиста...

- Да, много лет я занимался на телевидении съемками документального кино, в частности именно я начал цикл "Криминальная Россия. Современные хроники". Но есть и картины художественные: я снимал продолжения популярной комедии "ДМБ" - "ДМБ-2, 3, 4", "ДМБ.

Снова в бою". Знаете вы, наверное, и фильм "Сдвинутый" с Александром Панкратовым-Черным. В своем творчестве мне нравятся две короткометражки - "Псих и мелочевка" и "Мой бедный Пьеро". Скажу честно, документальное кино мне вовсе не нравиться снимать больше, чем художественное. Просто нужно что-то есть, а за него платят больше.

- Какие жанры лично Вы предпочитаете?

- Я придерживаюсь мнения, что существует только два жанра: комедия и трагедия - как у Шекспира. Драму как жанр я, в принципе, не признаю. Фильм "Поди туда - не знаю куда" по русской народной сказке мы с Тимуром Эсадзе пытаемся делать, забыв о том, что это сказка.

Пытаемся взглянуть всерьез на смешные вещи. Что из этого выйдет, посмотрим. Окончательная оценка за нашими зрителями - детьми. А дети, вообще-то, любят, когда с ними общаешься как со взрослыми. Сюсюканье надоедает.

- Вы снимаете фильм в паре с режиссером Тимуром Эсадзе. И как Вам работается вместе?

- Он к тому же еще и автор сценария. Работается трудно. А как с женой жить? Тоже трудно. Но приходится. Не всегда есть контакт и взаимопонимание. Ругаемся, конечно. Бывает, что и материм друг друга по-черному. Но это приносит только пользу фильму. Вообще, Тимур - дебютант, поэтому пригласили еще и меня.

- Известно, что творческие люди журналистов не любят. А Вы?

- Наши журналисты совершенно не умеют в своих материалах точно передавать слова собеседников. А потом случаются скандалы. Понять то, что человек хотел сказать, какой смысл он вложил в свои высказывания, а не бездумно списывать с диктофона - вот идеал работы журналиста.

В связи с недавним юбилеем отца у его родственников брали интервью. Возникло много нареканий: журналисты нетактично использовали реплики, выдирали фразы из контекста. Первой жене отца, Наталье Фатеевой, приписали такую фразу: "Все, что Басов зарабатывал, он пропивал". Я дико хохотал. Не потому что отец никогда не прикладывался к бутылке - прикладывался.

Но пропить все, что он зарабатывал, не смог бы полк солдат за 20 лет. Владимир Басов был достаточно состоятельным человеком. Полагаю, что Наталья Николаевна сказала это в сердцах, а журналист в погоне за жареными фактами, конечно, оставил данную фразу.

Вообще, тема пьянства стала какой-то навязчивой идеей. У меня много раз брали интервью, и каждый раз возникал вопрос, был ли мой отец алкоголиком. Смотрел недавно передачу про Шукшина, половина которой опять же была посвящена его пьянству. В конце концов мы о культуре говорить будем или о выпивке?

- Как Вы оцениваете качественный уровень сегодняшнего кино?

- Средний уровень. Хотя появляются картины, которые хочется смотреть снова и снова. Но их делают режиссеры маститые, старой школы. Впрочем, есть и молодые таланты. Нравятся мне картины Александра Прошкина, особенно "Спартак и Калашников". Это совершенно новый взгляд на действительность.

- Слышал я высказывания, что один из лучших современных режиссеров - Дмитрий Астрахан.

- Астрахан - старый халтурщик. У него есть свой зритель, который будет его смотреть, что бы про него ни говорили и ни писали. Безусловно, он человек талантливый, но сам выбрал такую стезю - сопли. Как я это называю, "пиво для народа". Он хороший менеджер, умеет продавать свою продукцию, но обсуждать его творения с точки зрения искусствоведения невозможно.

- А к сериалам как относитесь?

- По большей мере, они скучны, неинтересны и однообразны, но были и "звездочки". Большой удачей я считаю сериал "Менты"; "Убойная сила", использовав уже раскрученный брэнд, оказалась намного хуже. Нравится мне сериал "Семейные тайны" с Еленой Цыплаковой.

Сергей Газаров снял неплохой сериал "Темная лошадка", но вот его продолжение что-то никак не выходит на экраны. Александр Аравин в "Московских окнах" удивительно точно передал атмосферу советского времени. Очень качественная работа.

Но лично я никогда бы не стал снимать сериалы, хотя мне неоднократно предлагали. Я знаю, что сейчас в запуске около 80 новых сериалов. Будем надеяться, что хоть 10 из них скажут какое-то новое слово.



Северный рабочий:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя