Северный рабочий
29 июля 2004 (120)
Владимир ТИКУС
Александр Басов: "Семейственность вредит делу"
В понедельник на острове Ягры московская кинокомпания "Ракурс" снимала эпизоды
фильма "Поди туда - не знаю куда". Одним из режиссеров-постановщиков сказки
оказался Александр Басов, сын известного режиссера, народного артиста СССР
Владимира Басова и актрисы Валентины Титовой. В перерыве между съемками он дал
эксклюзивное интервью "СР".
- Александр Владимирович, почему Ваш выбор места съемок пал именно на это
место?
- Мы снимали и основном в Архангельской области (Онега, Малые Корелы), потому
что на севере есть такие места, такие красоты, каких нет ни в одном из других
уголков России. На болотах, озерах, в лесах.
А этот пляж (возле воинского
мемориала) , по-моему, самое великолепное место в ваших краях: бор, густая
высокая трава. Лучшего для натурных съемок и желать не приходится.
- Рискну предположить, что выбор Вашей профессии произошел под
влиянием родителей?
- Вы правы. Я думаю, что у меня просто не было выбора, все было заранее решено,
возможно, даже еще до моего рождения. Наиболее мощным оказалось влияние отца. Он
был очень настойчивым человеком, но в то же время в некоторых ситуациях проявлял
робость, нерешительность.
Так было, когда он влюбился в мою мать и хотел сделать
ей предложение. Но так и не сделал. Руки Валентины Титовой просил его друг.
Мама тоже волевая женщина, но ее влияние на меня было слабее. Как бы то ни было,
я закончил ВГИК.
Правда, в жизни мне приходилось примерять на себя множество
разных профессий: я был и актером в разных театрах, и корреспондентом журнала "Стас",
и плотником, и рабочим на заводе.
- А Ваш отец когда-нибудь снимал Вас в своих фильмах?
- Боже упаси! Я бы никогда на это не согласился. Достаточно того, что он и сам
снимался, и маму мою снимал. Семейственность, действительно, очень вредит делу.
- Как Вы считаете, в чем заключается функция режиссера?
- Очень хорошо на этот вопрос ответил наш президент: "Я определяю только
общее направление политики, все остальное делают специально обученные люди". Так
же и режиссер ведет генеральную линию, а конкретное воплощение зависит,
разумеется, от актеров.
- Я знаю Вас, в первую очередь, как режиссера-документалиста...
- Да, много лет я занимался на телевидении съемками документального кино, в
частности именно я начал цикл "Криминальная Россия. Современные хроники". Но
есть и картины художественные: я снимал продолжения популярной комедии
"ДМБ" - "ДМБ-2, 3, 4", "ДМБ.
Снова в бою". Знаете вы, наверное, и фильм
"Сдвинутый" с Александром Панкратовым-Черным. В своем творчестве мне нравятся
две короткометражки - "Псих и мелочевка" и "Мой бедный Пьеро". Скажу честно,
документальное кино мне вовсе не нравиться снимать больше, чем
художественное. Просто нужно что-то есть, а за него платят больше.
- Какие жанры лично Вы предпочитаете?
- Я придерживаюсь мнения, что существует только два жанра: комедия и
трагедия - как у Шекспира. Драму как жанр я, в принципе, не признаю. Фильм "Поди
туда - не знаю куда" по русской народной сказке мы с Тимуром Эсадзе пытаемся
делать, забыв о том, что это сказка.
Пытаемся взглянуть всерьез на смешные вещи.
Что из этого выйдет, посмотрим. Окончательная оценка за нашими зрителями -
детьми. А дети, вообще-то, любят, когда с ними общаешься как со взрослыми.
Сюсюканье надоедает.
- Вы снимаете фильм в паре с режиссером Тимуром Эсадзе. И как Вам работается
вместе?
- Он к тому же еще и автор сценария. Работается трудно. А как с женой жить?
Тоже трудно. Но приходится. Не всегда есть контакт и взаимопонимание. Ругаемся,
конечно. Бывает, что и материм друг друга по-черному. Но это приносит только
пользу фильму. Вообще, Тимур - дебютант, поэтому пригласили еще и меня.
- Известно, что творческие люди журналистов не любят. А Вы?
- Наши журналисты совершенно не умеют в своих материалах точно передавать слова
собеседников. А потом случаются скандалы. Понять то, что человек хотел сказать,
какой смысл он вложил в свои высказывания, а не бездумно списывать с диктофона -
вот идеал работы журналиста.
В связи с недавним юбилеем отца у его родственников
брали интервью. Возникло много нареканий: журналисты нетактично использовали
реплики, выдирали фразы из контекста. Первой жене отца, Наталье Фатеевой,
приписали такую фразу: "Все, что Басов зарабатывал, он пропивал". Я дико
хохотал. Не потому что отец никогда не прикладывался к бутылке - прикладывался.
Но пропить все, что он зарабатывал, не смог бы полк солдат за 20 лет. Владимир
Басов был достаточно состоятельным человеком. Полагаю, что Наталья Николаевна
сказала это в сердцах, а журналист в погоне за
жареными фактами, конечно, оставил данную фразу.
Вообще, тема пьянства стала
какой-то навязчивой идеей. У меня много раз брали интервью, и каждый раз
возникал вопрос, был ли мой отец алкоголиком. Смотрел недавно передачу про
Шукшина, половина которой опять же была посвящена его пьянству. В конце концов
мы о культуре говорить будем или о выпивке?
- Как Вы оцениваете качественный уровень сегодняшнего кино?
- Средний уровень. Хотя появляются картины, которые хочется смотреть снова
и снова. Но их делают режиссеры маститые, старой школы. Впрочем, есть и молодые
таланты. Нравятся мне картины Александра Прошкина, особенно "Спартак и
Калашников". Это совершенно новый взгляд на действительность.
- Слышал я высказывания, что один из лучших современных режиссеров - Дмитрий
Астрахан.
- Астрахан - старый халтурщик. У него есть свой зритель, который будет его
смотреть, что бы про него ни говорили и ни писали. Безусловно, он человек
талантливый, но сам выбрал такую стезю - сопли. Как я это называю, "пиво для
народа". Он хороший менеджер, умеет продавать свою продукцию, но обсуждать его
творения с точки зрения искусствоведения невозможно.
- А к сериалам как относитесь?
- По большей мере, они скучны, неинтересны и однообразны, но были и
"звездочки". Большой удачей я считаю сериал "Менты"; "Убойная сила",
использовав уже раскрученный брэнд, оказалась намного хуже. Нравится мне
сериал "Семейные тайны" с Еленой Цыплаковой.
Сергей Газаров снял неплохой сериал
"Темная лошадка", но вот его продолжение что-то никак не выходит на экраны.
Александр Аравин в "Московских окнах" удивительно точно передал атмосферу
советского времени. Очень качественная работа.
Но лично я никогда бы не стал
снимать сериалы, хотя мне неоднократно предлагали. Я знаю, что сейчас в запуске
около 80 новых сериалов. Будем надеяться, что хоть 10 из них скажут какое-то
новое слово.
|