Устьянский край
30 апреля 2005 (47)
О. Протасова,
Игорь Урьяш: "Классика - это храм, а романс - сама природа"
Игорь Урьяш - один из самых играющих пианистов Санкт-Петербурга. Концертмейстер
Мстислава Ростроповича, преподаватель Ленинградской консерватории по классу
фортепиано, лауреат Международного конкурса. Пианист-виртуоз классического
жанра, он еще поет романсы - старинные, цыганские, городские... Его музыкальная
карьера развивается в родном городе и в Европе, в России он почти неизвестен.
Исключение составляет наша область. Дважды он выступал на Севере в сопровождении
оркестра. Нынешнее турне музыканта началось в Устьянах. В прошлую пятницу на
главной сцене района Игорь Урьяш дал сольный концерт фортепианной музыки, затем
исполнял романсы в школе искусств. Накануне выступления пианист дал интервью
районной газете.
- Игорь Владимирович, Вы играете в основном за границей, а почему не выступаете
перед российским зрителем?
- Действительно, я часто выступаю за пределами России. В феврале-марте давал
концерты в Германии, Италии, Испании, Турции. Но дело не в отношении к стране, а
в возможностях организации. В России сложнее организовать гастроли. Специального
концертного менеджмента у меня нет, гастролирую я исключительно по приглашениям.
- Но в Архангельскую область Вы приезжаете уже в третий раз. Отчего такое
внимание? Наверное, столичной персоне наш Север может показаться однообразным и
скучным.
- Знакомство с вашей областью было случайностью: когда потребовалась замена
участника концерта, я познакомился с руководителем Архангельского камерного
оркестра В. Онуфриевым. Во второй раз я приехал сюда, потому что полюбил эту
землю. А вообще в России нет и не может быть однообразия. Каждый уголок
индивидуален. Север показался мне величественным и очень русским.
- Где лучше играется: там или здесь?
- Играть можно и нужно в каждом помещении, где есть сцена и зал. Для меня нет
разницы - я отдаюсь музыке одинаково и в маленьком российском городке, и на
большой сцене Европы. Например, за рубежом в маленькой деревне собираются полные
залы слушателей, потому что концерт классической музыки - неотъемлемая часть их
быта. У нас классику слушают единицы (в масштабе страны). Да, ничто так не
вдохновляет, как публика. Но даже при минимуме слушателей в российском зале
играется так, как будто он забит до отказа. Важна сама ситуация концерта, когда
есть только музыка. А классика вообще интернациональна.
- А слушают как - тоже одинаково, или заграничное восприятие отличается от
нашего?
- За границей восприятие умственное, здесь же - чувственное. Иностранцы даже к
музыке относятся с неким практицизмом, а что такое избыток душевности - понятно
только русскому человеку.
- Что такое душа, по-Вашему?
- Думаю, это субстанция, посредством которой мы воспринимаем мир. Например, в
природе объективно не существует пейзажей. Каждый рисует их индивидуально в
своем воображении. У каждого и лично свое восприятие музыки. Посредством души
приходит вдохновение, которое, преображаясь, действует на другую душу.
- А вдохновение? С чем бы Вы его сравнили?
- Для меня, это, например, любовь или дружба в высоком смысле. Это, однозначно,
что-то потусторонее, высокое, для чего важно быть открытым. Надо быть всегда
готовым принять это самое вдохновение.
- Верите ли Вы в Бога ?
- Можно верить или не верить. Знать нельзя. Наверное, есть какие-то запредельные
миры и мега-системы, в которых жизнедействует человек. Есть, конечно, что-то
неземное и недоступное - можно это чувствовать, но знать наверняка нельзя.
- Говорят, у музыки есть свой вкус, цвет, настроение. Вы больше склонны к каким
ассоциациям?
- По мне - музыка понятнее на чувственном уровне. Я имею в виду обоняние. А
потом уже музыка розовая, зеленая или в смешанных тонах.
Можно ассоциировать ее с природой, женской красотой.
- Повлияла ли музыка на формирование Вашего женского идеала?
- Ассоциация - это одно, а в моем понимании женщина - вообще неправдоподобный
идеал, образ рисованый, представленный субъективным воображением. У меня,
например, его нет. Если ты покорен женщиной в определенный момент или на
протяжении нескольких лет - значит, она идеальна для тебя в этом отрезке
времени. Это опять же уровень очень тонкий, внутренний.
- Тогда влияет ли Ваше творчество на выбор друзей?
- Далеко не все мои друзья - музыканты. Если человек интересен сам по себе, его
профессия или хобби значения не имеют. Важен резонанс душ, истинное понимание
друг друга. Также и сама музыка на отношения не влияет в принципе. Люди, в
данном случае их души, соединяются непосредственно. А музыка или другое
искусство может это сотрудничество только разнообразить или укрепить.
- Вы преподаватель. Как, по-Вашему, воспитать талант, чтобы он не стал потом
жертвой "звездности"?
- Важно, чтобы человек сам себе не мешал развиваться. Для музыканта опасность
"звездности" состоит не в отношении к коллегам или слушателям, а в отношении к
своим возможностям. Как говорят: великому человеку ведомы моменты смирения перед
идеалом. Такое мнение: если ты признан, значит, всего достиг - опасно для
талантливого человека. Такая "звездность" отбросит его назад. Можно никого
вокруг не замечать, но совершенствовать себя ты обязан.
- Вы устаете на концертах?
- Если выкладываешься полностью, то заряжаешься удовлетворением зрителей. Если
выступаешь соло, то на второй концерт сил уже не должно хватать, в противном
случае - ты не все отдал на первом концерте. Другое дело - после фортепианной
музыки попеть. Для меня исполнять романсы после концерта - это разрядка.
- Откуда в одном музыканте такое редкое сочетание - фортепианная классика и
романсы?
- Потому что это профессия и хобби. Хотя романс существует в моей жизни с
детства, как вторая музыкальная среда. Всегда играл, но не думал, что запою. А
петь начал не так давно, непроизвольно, в кругу друзей. Кстати, из дружеского
круга и возник романс. И потом, классика - это то, что превышает. В романсе -
земные чувства: переживания, проблемы, радости, сомнения. Классика - это храм,
романс - природа, жизнь.
- О чем Вы мечтаете?
- Хочу дать концерт в каждом зале России. Хочу играть то, что не сыграл. Хочу
исполнять то, что уже исполнял. Хочу все лучшее от музыки передать людям. А она
неисчерпаема.
Беседовала О. РогозинаИгорь Урьяш - это новое имя на нашей сцене - в п.
Октябрьский 22 апреля дал два концерта: концерт фортепианной музыки (в УЦД) и
вечер романса (в УДШИ).
Игорь покорил (!) публику своим мастерством. Этот музыкант свободно владеет
техникой исполнения на инструменте, каждый звук под его чуткими пальцами живет и
заставляет слушателя размышлять, переживать, радоваться, смеяться и плакать:
Слушая Игоря, невозможно оставаться равнодушным. А романсы в творчестве этого
музыканта занимают особое место. Как сказал сам Игорь: это его жизнь. Поэтому и
исполняет он их по-особенному, в присущей только ему манере, передавая чувства,
что живут в его душе, и с полной отдачей переживаемого.
Вечер романса, по моему мнению, - это театр одного актера: певца, виртуозного
пианиста и потрясающего артиста!
Концерты Игоря Урьяша оставили в душе каждого, кто побывал на них, восхищение,
восторг и незабываемые впечатления. Это музыкант от Бога! Надеемся на дальнейшие
встречи с ним. Браво!!!
О. Протасова,
преподаватель УДШИ
|