Пресса Архангельской области
 


Устьянский край
30 апреля 2005 (47)
О. Протасова,

Игорь Урьяш: "Классика - это храм, а романс - сама природа"

Игорь Урьяш - один из самых играющих пианистов Санкт-Петербурга. Концертмейстер Мстислава Ростроповича, преподаватель Ленинградской консерватории по классу фортепиано, лауреат Международного конкурса. Пианист-виртуоз классического жанра, он еще поет романсы - старинные, цыганские, городские... Его музыкальная карьера развивается в родном городе и в Европе, в России он почти неизвестен. Исключение составляет наша область. Дважды он выступал на Севере в сопровождении оркестра. Нынешнее турне музыканта началось в Устьянах. В прошлую пятницу на главной сцене района Игорь Урьяш дал сольный концерт фортепианной музыки, затем исполнял романсы в школе искусств. Накануне выступления пианист дал интервью районной газете.

- Игорь Владимирович, Вы играете в основном за границей, а почему не выступаете перед российским зрителем?

- Действительно, я часто выступаю за пределами России. В феврале-марте давал концерты в Германии, Италии, Испании, Турции. Но дело не в отношении к стране, а в возможностях организации. В России сложнее организовать гастроли. Специального концертного менеджмента у меня нет, гастролирую я исключительно по приглашениям.

- Но в Архангельскую область Вы приезжаете уже в третий раз. Отчего такое внимание? Наверное, столичной персоне наш Север может показаться однообразным и скучным.

- Знакомство с вашей областью было случайностью: когда потребовалась замена участника концерта, я познакомился с руководителем Архангельского камерного оркестра В. Онуфриевым. Во второй раз я приехал сюда, потому что полюбил эту землю. А вообще в России нет и не может быть однообразия. Каждый уголок индивидуален. Север показался мне величественным и очень русским.

- Где лучше играется: там или здесь?

- Играть можно и нужно в каждом помещении, где есть сцена и зал. Для меня нет разницы - я отдаюсь музыке одинаково и в маленьком российском городке, и на большой сцене Европы. Например, за рубежом в маленькой деревне собираются полные залы слушателей, потому что концерт классической музыки - неотъемлемая часть их быта. У нас классику слушают единицы (в масштабе страны). Да, ничто так не вдохновляет, как публика. Но даже при минимуме слушателей в российском зале играется так, как будто он забит до отказа. Важна сама ситуация концерта, когда есть только музыка. А классика вообще интернациональна.

- А слушают как - тоже одинаково, или заграничное восприятие отличается от нашего?

- За границей восприятие умственное, здесь же - чувственное. Иностранцы даже к музыке относятся с неким практицизмом, а что такое избыток душевности - понятно только русскому человеку.

- Что такое душа, по-Вашему?

- Думаю, это субстанция, посредством которой мы воспринимаем мир. Например, в природе объективно не существует пейзажей. Каждый рисует их индивидуально в своем воображении. У каждого и лично свое восприятие музыки. Посредством души приходит вдохновение, которое, преображаясь, действует на другую душу.

- А вдохновение? С чем бы Вы его сравнили?

- Для меня, это, например, любовь или дружба в высоком смысле. Это, однозначно, что-то потусторонее, высокое, для чего важно быть открытым. Надо быть всегда готовым принять это самое вдохновение.

- Верите ли Вы в Бога ?

- Можно верить или не верить. Знать нельзя. Наверное, есть какие-то запредельные миры и мега-системы, в которых жизнедействует человек. Есть, конечно, что-то неземное и недоступное - можно это чувствовать, но знать наверняка нельзя.

- Говорят, у музыки есть свой вкус, цвет, настроение. Вы больше склонны к каким ассоциациям?

- По мне - музыка понятнее на чувственном уровне. Я имею в виду обоняние. А потом уже музыка розовая, зеленая или в смешанных тонах.

Можно ассоциировать ее с природой, женской красотой.

- Повлияла ли музыка на формирование Вашего женского идеала?

- Ассоциация - это одно, а в моем понимании женщина - вообще неправдоподобный идеал, образ рисованый, представленный субъективным воображением. У меня, например, его нет. Если ты покорен женщиной в определенный момент или на протяжении нескольких лет - значит, она идеальна для тебя в этом отрезке времени. Это опять же уровень очень тонкий, внутренний.

- Тогда влияет ли Ваше творчество на выбор друзей?

- Далеко не все мои друзья - музыканты. Если человек интересен сам по себе, его профессия или хобби значения не имеют. Важен резонанс душ, истинное понимание друг друга. Также и сама музыка на отношения не влияет в принципе. Люди, в данном случае их души, соединяются непосредственно. А музыка или другое искусство может это сотрудничество только разнообразить или укрепить.

- Вы преподаватель. Как, по-Вашему, воспитать талант, чтобы он не стал потом жертвой "звездности"?

- Важно, чтобы человек сам себе не мешал развиваться. Для музыканта опасность "звездности" состоит не в отношении к коллегам или слушателям, а в отношении к своим возможностям. Как говорят: великому человеку ведомы моменты смирения перед идеалом. Такое мнение: если ты признан, значит, всего достиг - опасно для талантливого человека. Такая "звездность" отбросит его назад. Можно никого вокруг не замечать, но совершенствовать себя ты обязан.

- Вы устаете на концертах?

- Если выкладываешься полностью, то заряжаешься удовлетворением зрителей. Если выступаешь соло, то на второй концерт сил уже не должно хватать, в противном случае - ты не все отдал на первом концерте. Другое дело - после фортепианной музыки попеть. Для меня исполнять романсы после концерта - это разрядка.

- Откуда в одном музыканте такое редкое сочетание - фортепианная классика и романсы?

- Потому что это профессия и хобби. Хотя романс существует в моей жизни с детства, как вторая музыкальная среда. Всегда играл, но не думал, что запою. А петь начал не так давно, непроизвольно, в кругу друзей. Кстати, из дружеского круга и возник романс. И потом, классика - это то, что превышает. В романсе - земные чувства: переживания, проблемы, радости, сомнения. Классика - это храм, романс - природа, жизнь.

- О чем Вы мечтаете?

- Хочу дать концерт в каждом зале России. Хочу играть то, что не сыграл. Хочу исполнять то, что уже исполнял. Хочу все лучшее от музыки передать людям. А она неисчерпаема.

Беседовала О. РогозинаИгорь Урьяш - это новое имя на нашей сцене - в п. Октябрьский 22 апреля дал два концерта: концерт фортепианной музыки (в УЦД) и вечер романса (в УДШИ).

Игорь покорил (!) публику своим мастерством. Этот музыкант свободно владеет техникой исполнения на инструменте, каждый звук под его чуткими пальцами живет и заставляет слушателя размышлять, переживать, радоваться, смеяться и плакать:

Слушая Игоря, невозможно оставаться равнодушным. А романсы в творчестве этого музыканта занимают особое место. Как сказал сам Игорь: это его жизнь. Поэтому и исполняет он их по-особенному, в присущей только ему манере, передавая чувства, что живут в его душе, и с полной отдачей переживаемого.

Вечер романса, по моему мнению, - это театр одного актера: певца, виртуозного пианиста и потрясающего артиста!

Концерты Игоря Урьяша оставили в душе каждого, кто побывал на них, восхищение, восторг и незабываемые впечатления. Это музыкант от Бога! Надеемся на дальнейшие встречи с ним. Браво!!!

О. Протасова, преподаватель УДШИ



Устьянский край:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя