Важский край
7 сентября 2007 (36)
Инф.
Сын земли шенкурской
27 августа в Архангельске открылась выставка "Он слышал Родины своей дыханье",
посвященная памяти архангельского живописца, графика, члена Союза художников
СССР, заслуженного художника РСФСР Бориса Лукошкова. Выставка приурочена к 85-
летию со дня рождения мастера.
Основу экспозиции составляют картины из фондов музейного объединения
"Художественная культура Русского Севера", живописные произведения из
Архангельского областного краеведческого музея и работы 50-х годов,
предоставленные дочерью художника - Светланой Братковской.
Борис Лукошков относится к художникам старшего поколения Архангельской
организации Союза художников России. Он родился 20 июня 1922 года в деревне
Нюнега Шенкурского уезда Архангельской губернии. В 1940 году окончил среднюю
школу в Шенкурске и был призван на службу в ряды Красной Армии. В 1941 году 19-
летним юношей он попал на фронт. Несмотря на тяжелые ранения, подорвавшие
здоровье, Борис Степанович находит силы осуществить свою мечту с детства: стать
художником.
После окончания Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им.
И.Е. Репина Б.С. Лукошков возвращается на родину.
Его имя неразрывно связано с историей развития архангельской графики.
В далеком 1957 году первые его рисунки и иллюстрации к ранним романтическим
произведениям М. Горького "Макар Чудра" и "Старуха Изергиль" получили высокую
оценку и экспонировались в Москве на республиканской выставке, посвященной 40-
летию Советского государства.
В 60-е годы художник увлеченно работал в технике линогравюры, находя собственные
приемы гравирования и печати. Тематика листов была связана с родными шенкурскими
местами, а более частый и любимый мотив - облик деревни, рыбацкого поселка,
причалов, улиц: "Рыбацкая слобода"(1964), "Заборье"(1966), "Золотица"(1970).
Гравюры 70-х годов художник часто "согревал" солнцем. Свет солнца пропитал один
из самых любимых автором и зрителем листов "Речка Царева"(1970), северную реку
со сказочным названием, несущую в своих водах солнце. Огромные его лучи покрыли
избы, землю, высокий берег и летящих клином журавлей.
Одновременно с графикой Борис Лукошков много работал в живописи. Он говорил:
"Занятие графикой и живописью одновременно помогает проникнуть в тайны того и
другого вида искусства, но чем-то высшим для себя считаю живопись и к ней
тянусь".
Его работы "На сенокосе" (1954), "Март"(1956), "Рябинка"(1956), "Весна"(1957),
"Осенний мотив"(1957) раскрывали тот мир, в котором художник родился и который
окружал его с детства. Автор создавал пейзажи деревень, полей, виды реки Ваги,
окрестностей Шенкурска. Картины "Вага под Шенкурском" (1957), "Деревня Заборье"
(1958), "Под Устьпочей" (1956), "Пристань. Шенкурск"(1958), "Шенкурск" (1960)
отмечены созерцательностью, нежностью, ностальгией и любовью к малой родине.
70-е годы стали переломными в живописи Бориса Лукошкова. Смена эта была вызвана
внутренней потребностью открывать в себе самом новые творческие возможности. Без
оглядки на прошлые творческие удачи, он упорно искал свой художественный стиль,
не стеснялся учиться, был открыт всему новому.
Работы последних лет - "Вечер"(1980), "В деревне" (1980), "Хмурое утро"(1981),
"Июльский вечер" (1989), "Мастер Фотей"(1989) показывают, как изменился его
стилевой язык художника, как порой неожиданны композиции полотен, как стремится
он к большей изобразительной и живописной свободе, широте письма, при этом
сохраняя свою авторскую узнаваемость. С упоением работая с цветом, фактурой,
мазком, он отдавал предпочтение не столько изобразительным, сколько
выразительным возможностям картины.
На снимке в центре: Б.С. Лукошков
в начале военной службы;
линогравюра "Заборье" (1966 г.);
внизу - художник в зрелые годы.
Фото и репродукции - из фондов Шенкурского краеведческого музея.
|