Пресса Архангельской области
 


Важский край
7 сентября 2007 (36)
Инф.

Сын земли шенкурской

27 августа в Архангельске открылась выставка "Он слышал Родины своей дыханье", посвященная памяти архангельского живописца, графика, члена Союза художников СССР, заслуженного художника РСФСР Бориса Лукошкова. Выставка приурочена к 85- летию со дня рождения мастера.

Основу экспозиции составляют картины из фондов музейного объединения "Художественная культура Русского Севера", живописные произведения из Архангельского областного краеведческого музея и работы 50-х годов, предоставленные дочерью художника - Светланой Братковской.

Борис Лукошков относится к художникам старшего поколения Архангельской организации Союза художников России. Он родился 20 июня 1922 года в деревне Нюнега Шенкурского уезда Архангельской губернии. В 1940 году окончил среднюю школу в Шенкурске и был призван на службу в ряды Красной Армии. В 1941 году 19- летним юношей он попал на фронт. Несмотря на тяжелые ранения, подорвавшие здоровье, Борис Степанович находит силы осуществить свою мечту с детства: стать художником.

После окончания Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Б.С. Лукошков возвращается на родину.

Его имя неразрывно связано с историей развития архангельской графики.

В далеком 1957 году первые его рисунки и иллюстрации к ранним романтическим произведениям М. Горького "Макар Чудра" и "Старуха Изергиль" получили высокую оценку и экспонировались в Москве на республиканской выставке, посвященной 40- летию Советского государства.

В 60-е годы художник увлеченно работал в технике линогравюры, находя собственные приемы гравирования и печати. Тематика листов была связана с родными шенкурскими местами, а более частый и любимый мотив - облик деревни, рыбацкого поселка, причалов, улиц: "Рыбацкая слобода"(1964), "Заборье"(1966), "Золотица"(1970).

Гравюры 70-х годов художник часто "согревал" солнцем. Свет солнца пропитал один из самых любимых автором и зрителем листов "Речка Царева"(1970), северную реку со сказочным названием, несущую в своих водах солнце. Огромные его лучи покрыли избы, землю, высокий берег и летящих клином журавлей.

Одновременно с графикой Борис Лукошков много работал в живописи. Он говорил: "Занятие графикой и живописью одновременно помогает проникнуть в тайны того и другого вида искусства, но чем-то высшим для себя считаю живопись и к ней тянусь".

Его работы "На сенокосе" (1954), "Март"(1956), "Рябинка"(1956), "Весна"(1957), "Осенний мотив"(1957) раскрывали тот мир, в котором художник родился и который окружал его с детства. Автор создавал пейзажи деревень, полей, виды реки Ваги, окрестностей Шенкурска. Картины "Вага под Шенкурском" (1957), "Деревня Заборье" (1958), "Под Устьпочей" (1956), "Пристань. Шенкурск"(1958), "Шенкурск" (1960) отмечены созерцательностью, нежностью, ностальгией и любовью к малой родине.

70-е годы стали переломными в живописи Бориса Лукошкова. Смена эта была вызвана внутренней потребностью открывать в себе самом новые творческие возможности. Без оглядки на прошлые творческие удачи, он упорно искал свой художественный стиль, не стеснялся учиться, был открыт всему новому.

Работы последних лет - "Вечер"(1980), "В деревне" (1980), "Хмурое утро"(1981), "Июльский вечер" (1989), "Мастер Фотей"(1989) показывают, как изменился его стилевой язык художника, как порой неожиданны композиции полотен, как стремится он к большей изобразительной и живописной свободе, широте письма, при этом сохраняя свою авторскую узнаваемость. С упоением работая с цветом, фактурой, мазком, он отдавал предпочтение не столько изобразительным, сколько выразительным возможностям картины.

На снимке в центре: Б.С. Лукошков в начале военной службы; линогравюра "Заборье" (1966 г.); внизу - художник в зрелые годы.

Фото и репродукции - из фондов Шенкурского краеведческого музея.



Важский край:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя