Ведомости Поморья
25 января 2006 (2)
КАНДЫБО Вера
Что это было?!
Архангельских студентов обучили шведскому "перформансу"
19 января в Архангельском колледже культуры состоялся "большой перформанс".
Именно так назвали довольно странное совместное выступление студенты колледжа и
гости из Швеции, три дня обучавшие архангельских ребят новому искусству.
Перформанс состоял из трех частей: первая и третья были сделаны силами студентов
хореографического отделения колледжа культуры.
Вторая исполнялась шведским учителем танцев Хансом Стернудом (на фото) и была
объявлена как "лекция о том, что такое импровизация". Присутствующих пригласили
подняться на сцену. Вышел мужчина на коньках, в рубахе на голое тело и в
простыне вместо штанов. Походил с невозмутимым лицом, снял коньки, потом носки.
Рассыпал по сцене муку, после чего стал создавать черные кресты из сыпучего
материала. Далее из одного ведра доставал выпотрошенную рыбу, мыл ее в воде и
аккуратно выкладывал в один ряд на одинаковом расстоянии друг от друга.
Далее Ханс Стернуд (а это был он) в брюхо каждой рыбешке запихал бумагу. Как
оказалось - страницы Библии. Красной ниткой зашил брюхо, положил рыбу на
соответствующий крест.
"Я думаю, он ее оживит", - предположил сосед из зала.
Иногда Ханс подходил к висящей за его спиной доске и мелом выводил русские
буквы. В итоге появилась надпись "И я живу у реки".
В завершение своего перформанса швед порезал палец бритвой - тут же запихал его
в рот, высосал "кровь" и сплюнул ее на каждую рыбешку. Многие вскрикнули,
некоторые девушки отвернулись, кому-то стало плохо.
"Если бы такое психологическое оружие было у нас в 41-м, весь мир был бы наш", -
шепотом прокомментировал творящееся на сцене один из зрителей...
По признанию участников действа, раньше ребята совершенно не сталкивались с
подобным искусством. Поэтому им "было очень интересно".
А вот на вопрос, поняли ли они, что происходило, и зачем они это делали, ребята
ответить затруднялись.
- Как вам сказать: Если честно - не понимаю, - призналась студентка колледжа
культуры Людмила. - Это совершенно другое искусство, и мы хотели просто
попробовать, принять участие. Мы испытали необычные чувства, острые ощущения.
Осталась какая-то загадка, неопределенность:
Федор Брыкалов, учащийся 3-го курса хореографического отделения, настолько
увлекся идеями шведов, что захотел заниматься этим и дальше.
- Я хочу воплотить эти идеи в хореографии, - рассказывает Федор. - Это отказ от
традиционной школы танца. Но я понимаю: для того, чтобы отказаться, нужно
сначала выучиться этой школе.
- Ты понял, в чем смысл того, что делал Ханс?
- О! В принципе нет. Но вообще, я так понял, что он этих рыбок христианизировал,
святыми сделал. Ведь он запихивал им Библию в брюхо. На самом деле, это ужасно.
Меня охватил ужас, когда он их якобы кровью поливал. А после - какое-то
отчуждение от всего. Я до такого доходить не собираюсь.
По словам самого Ханса Стернуда, то, что он делал - это не импровизация. "Это
абсолютно ритуальные вещи, - поясняет шведский педагог. - Для меня это не
игрушка - это внутреннее состояние".
Готовы ли архангельские студенты к восприятию подобного искусства - этот вопрос
мы задали директору колледжа культуры Ольге Захаровой.
- Не готово большинство аудитории - и это однозначно, - считает Ольга
Николаевна. - И вообще, у нас уже три дня идут жаркие дискуссии: а искусство ли
это? Я думаю, что каждый ответит на этот вопрос сам.
Справка "ВП"
Перформанс - вид художественного творчества, объединяющий возможности изо-
искусства и театра. В отличие от хэппенинга, рассчитанного на активное
зрительское соучастие, в перформансе всецело доминирует сам художник или
специальные статисты, представляющие публике живые композиции с символическими
атрибутами, жестами и позами.
КАНДЫБО Вера, ГОЛЕНИЩЕВ Алексей (фото)
|