Пресса Архангельской области
 


Заря
26 августа 2004 (99)
Н. ГУРКИНА

Старообрядцы

в Кивокурском Вознесенском приходе в начале XX века

Несколько лет назад в газете "Заря" была напечатана моя статья "Из истории Кивокурского прихода". К сожалению, не удалось сразу же продолжить задуманную мною тогда серию публикаций по истории родного села Тимошино и района, хотя интересные материалы все эти годы накапливались, иногда даже помимо моей воли.

Работая над докторской диссертацией, посвящённой интеллигенции Русского Севера, над статьями по различным аспектам истории культуры, образования, церкви, российской провинции рубежа XIX-XX веков, изучая документы, книги и периодику в архивах и библиотеках Вологды, Архангельска, Санкт-Петербурга, я всегда с интересом и даже какой-то детской радостью реагировала на знакомые названия: Кивокурье, Тимошинская волость, Верхнетоемский Троицкий приход... - и по возможности, невзирая на нехватку времени, делала выписки и намечала планы будущей работы.

В сентябре прошлого года удалось активно использовать часть до сих пор лежащего "мёртвым грузом" собранного материала: мой доклад на международной научной конференции в Петрозаводске, посвящённой локальным традициям в народной культуре Русского Севера, назывался "Кивокурский приход Вологодской епархии - центр старообрядческой культуры на Северной Двине (конец XIX - начало XX вв.)". Захотелось и землякам рассказать об этой стороне религиозной жизни моего родного села. Но сначала небольшое введение в тему.

... Старообрядчество - это общее название для религиозных групп и течений, не принявших церковные реформы, проводившиеся в XVII веке патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем. Изменениям подверглась главным образом обрядовая сторона христианской религии: двуперстное крестное знамение заменялось на трёхперстное; трижды, а не два раза произносилось "аллилуйя" во время богослужения; земные поклоны заменялись поясными; богослужебные книги правились по греческим образцам и т.п. Церковный собор 1666-1667 г., на котором были прокляты противники реформ, положил начало расколу в русской православной церкви. Начавшись как религиозное движение, старообрядчество вобрало вскоре в свои ряды всех протестующих против нововведений, утверждавшихся государственной властью жестокими методами подавления. Среди раскольников были представители духовенства, купечества, посадские люди, крестьяне и даже крупные бояре (знаменитую боярыню Морозову прославил художник Суриков). Очень часто под "религиозной оболочкой" скрывался социальный протест, выражались оппозиционные настроения.

Русский Север, как и глухие районы Урала и Сибири, с XVII столетия стал прибежищем защитников старой веры. Примером перерастания полемики в открытое неповиновение властям стало Соловецкое восстание 1668-1676 г.г. В Олонецкой губернии долго существовала знаменитая Выговская пустынь. Именно в Архангельском Пустозерске был сожжён идеолог раскола - неистовый протопоп Аввакум. Старообрядчество получило большое распространение во всех губерниях Европейского Севера России и, несмотря на репрессии и преследования со стороны государственных и церковных властей, оказывало значительное влияние на религиозную жизнь и культуру региона вплоть до 30-х годов XX века.

Старообрядчество не было единым религиозным течением, насчитывая множество толков и согласий, два основных направления - поповщину и беспоповщину. В Архангельской губернии, в частности, существовали поморский, филипповский, аароновский, федосеевский и другие толки. В Сольвычегодском уезде Вологодской губернии на рубеже XIX-XX веков насчитывалось 26 приходов с сильным влиянием старообрядцев, в основном беспоповцев, только на Северной Двине находилось 25 старообрядческих моленных. Центром филипповцев было село Черевково, федосеевцы жили в Пермогорье, даниловцы - в Верхней Тойме и Вершине и т.д.

Районы компактного проживания приверженцев того или иного старообрядческого толка сохранялись и в начале XX века. Интересным религиозным и культурным явлением этого периода были также приходы, в которых при несомненном приоритете официальной православной церкви сильным было и влияние старообрядцев, иногда выходящее за пределы прихода. Таким "смешанным" в религиозном отношении был Кивокурский Вознесенский приход Сольвычегодского уезда Вологодской губернии (нынешнее село Тимошино).

Н. ГУРКИНА (Юрьева), доктор исторических наук, профессор.

г. Санкт-Петербург

(Окончание следует)



Заря:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Новый Архангельск
Защита прав граждан
Вельская неделя