|
Заря
15 мая 2007 (52)
Л. ХЛОПУНОВСКАЯ
Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому
Покинут счастьем будет тот,
кого ребёнком плохо воспитали,
Побег зелёный выпрямить легко,
сухую ветвь один огонь исправит.
(Саади)
Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители - первые
воспитатели и учителя ребёнка. В повседневном общении с родителями он учится
познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы
поведения.
Семья - школа чувств. Наблюдая за отношением взрослых, их эмоциональными
реакциями и ощущая на себе многообразие проявлений чувств близких ему людей,
ребёнок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. Важно, какие эмоциональные
впечатления он получает в детстве - положительные или отрицательные; какие
проявления взрослых наблюдает: заботу, доброту, сердечность, приветливые лица,
спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность,
хмурые лица. Всё это своеобразная азбука чувств, первый кирпичик в будущем
становлении личности человека.
Будет ли первоначальный опыт общения ребёнка со взрослыми положительным, зависит
от того, какое положение он занимает в семейном коллективе. Если взрослые всё
своё внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любое желание, любой
каприз малыша, создаются условия для процветания эгоцентризма. Если же ребёнок
не получает необходимого внимания, ласки, понимания, он может начать добиваться
этого, используя разные способы, в том числе упрямство, капризы. Там, где
ребёнок равноправный член семьи, причастен к её делам, разделяет общие заботы,
выполняет (в меру своих возможностей) определённые обязанности, создаются более
благополучные условия для формирования у него активной положительной жизненной
позиции.
К сожалению,современное состояние семьи можно охарактеризовать как кризисное.
Растёт число неблагополучных семей, в которых родители не чувствуют
ответственности за воспитание детей, не занимаются организацией их жизни.
Более того, появились так называемые "семьи риска", где родители пьют, бьют
детей. Не уменьшается волна детской преступности, жестокости, агрессии. Истоки
этого прискорбного факта можно наблюдать уже в дошкольном возрасте.
В семье, которая испытывает житейские сложности, родители раздражены, и это
раздражение, как волна, накрывает душу ребёнка. Закручивается некая пружина, и в
какой-то момент раскручивается, ударяет. Этот удар может прийтись по отношению к
сверстникам и по самим родителям - так ребёнок протестует против негатива, его
окружающего.
Растёт число неполных семей. Очень болезненно отражается на воспитании ребёнка,
если родители не живут вместе, разошлись. Бывает, дети становятся предметом
распри между родителями, которые не скрывают своей неприязни друг к другу от
детей. Чаще семейная жизнь не складывается из-за пьянства отца. Трудно сказать,
что лучше для ребёнка -жить в постоянной атмосфере напряжённости или отдельно от
отца. Наверное, из двух зол надо выбирать наименьшее.
Велика роль матери в жизни и воспитании ребёнка. От неё во многом зависит
создание эмоционально-психологической атмосферы в семье (уют, теплота,
взаимопонимание и т.д.). Как ни странно, сейчас растёт число матерей,
злоупотребляющих спиртными напитками. Так, в общественной комиссии по делам
несовершеннолетних в МО "Двинское" на учёте стоят 13 семей, в них -21 ребёнок.
К сожалению, увеличивается и число одиноких матерей, которые оставляют своих
детей на попечение бабушек. Молодые мамы уезжают в города, чтобы найти достойно
оплачиваемую работу и устроить личную жизнь, а бывает, что просто не хотят
заниматься воспитанием собственного ребёнка. В детском саду "Ёлочка"
воспитанники из 188 семей, в том числе 29, где матери одинокие и разведённые. 10
дошкольников оставлены на попечение бабушек. А ведь нужда в родительской,
материнской любви -поистине жизненно необходимая потребность. Не по этой ли
причине повзрослевшие дети порой утрачивают с родителями душевную и
психологическую связь?
Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и наркомании
часто стоят не любящие своих детей родители.
Л. ХЛОПУНОВСКАЯ, социальный педагог детсада "Ёлочка".
п. Двинской
Ребёнок учится тому,
что видит у себя в дому,
родители пример тому!
Кто при жене и детях груб,
кому язык распутства люб,
пусть помнит,
Что с лихвой получит он всё то,
чему их учит.
Теперь вести себя прилично
не в моде стало, И обычно,
и женский пол себя позоря,
стал самословить в разговоре.
Мужья - пример для жён своих,
и дети учатся у них.
Когда родители умны
и добродетельно скромны,
то благонравны и сыны!
Коль видят нас и слышат дети:
мы за слова свои в ответе!
Легко толкнуть детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
чтобы не каяться потом.
С. Брант.
| |